«Середина» как метод: поиск социоиндивидуального
Давыдов А.П.
«Середина» как метод: поиск социоиндивидуального // Философские науки. 2024. Т. 67. № 4. С. 114-135.
ISSN 0235-1188
DOI: 10.30727/0235-1188-2024-67-4-114-135
EDN: UJNJSA
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=80139792
Размещена на сайте: 02.01.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/3785/3478 (дата обращения 02.01.2025)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.30727/0235-1188-2024-67-4-114-135
EDN: UJNJSA
Аннотация
В статье рассматриваются научные предпосылки социального диалога как медиационного процесса и как способа взаимодействия между индивидуальным и коллективным. Автор обосновывает переход от дуального к тернарному мышлению, подчеркивая необходимость новой доминанты, основанной на взаимодействии «Я» и Другого. Классические философские идеи европейского Просвещения и романтизма постепенно утрачивают актуальность, уступая место альтернативным концепциям, предлагающим медиационный подход к пониманию социальных процессов. Центральное место в исследовании занимают анализ и социологическая реконструкция философского парадокса В.А. Лекторского, согласно которому чем более всеобщий характер имеет деятельность личности, тем в большей мере она личностно индивидуальна. Автор раскрывает психологическую и социологическую онтогенетику данного парадокса, демонстрируя его значимость для понимания современных социальных процессов. Особое внимание уделено концепции медиационной середины как пространства взаимопроникновения индивидуального и коллективного, при котором формируется новый тип субъектности. Показано, как через механизм медиации возможны преодоление социокультурного раскола и формирование продуктивного социального диалога. Рассматривается проблема поиска меры совместности в социальном партнерстве как методологического инструментария современной социальной теории. Автором введено понятие «неклассическое делиберативное Я», которое противопоставлено традиционным синкретическим смыслам и их статусным ролям. Предлагается концепция полисубъектного партнерства «Я/Мы», основанного на синтезе социоиндивидуального через смыслы личности-индивида и индивидуально-личностное содержание деятельности общества. В заключении сформулировано условие такого полисубъектного партнерства: чем в большей степени деятельность общества соответствует индивидуальным интересам личности, тем в большей мере эта деятельность личностно социоиндивидуальна.
Ключевые слова:
социальная философия медиация мера индивид личность индивидуализация социоиндивидуализм эго-индивидуализм унификация социально ориентированный индивид делиберативный диалог философский парадокс Лекторского social philosophy mediation measure individual personality individualization socio-individualism ego-individualism unification socially oriented individual deliberative dialogue Lektorsky’s philosophical paradoxРубрики:
Социология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Давыдов А. П.
Медиация и конвергентная социальность. К теории социального диалога // Философские науки. 2024. Т. 67. №2. С. 135-159. - Мерзляков А. А.
Социальный диалог как инструмент институционального управления социальным развитием // Философские науки. 2024. Т. 67. № 4. С. 99-113. - Демьяненко В. И.
Практика применения прогнозного социального проектирования в решении проблем пространственного развития // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14. № 5. С. 64-73. - Савельев И. А.
Полисубъектность как фактор социального развития в контексте диалогизации и дифференциации отношений «центр – регионы» в федеративном государстве // Философские науки. 2024. Т. 67. № 2. С. 97-116. - Богданов В. С.
Социальное участие vs рейтингового голосования в рамках принятия решений по созданию комфортной городской среды // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 2. С. 81-93.