Формирование социальной идентичности у молодых людей с инвалидностью в контексте различных уровней среды
Григорьева И.А., Новожилова О.А.
Формирование социальной идентичности у молодых людей с инвалидностью в контексте различных уровней среды // Журнал исследований социальной политики. 2024. Т. 22. № 4. С. 729–744.
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-4-729-744
Размещена на сайте: 09.01.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/article/view/24358 (дата обращения 09.01.2025)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-4-729-744
Аннотация
В обзоре обсуждаются особенности формирования социальной идентичности молодых людей с инвалидностью во взаимодействии с различными уровнями среды. Для людей с инвалидностью процесс формирования идентичностей осложняется не только внутренними барьерами, обусловленными неуверенностью и гиперопекой, но и внешними, связанными с социальными стереотипами и недостаточной доступностью физической среды. Общество часто создает дополнительные препятствия для их интеграции, что затрудняет нормализацию их социальной роли. В то же время многие молодые люди с инвалидностью не воспринимают себя через призму ограниченных возможностей и стремятся к обычной жизни. Однако ситуация в обществе не обеспечивает полноценное включение таких людей в социум и оказывает негативное влияние на формирование их социальной идентичности, что, в свою очередь, тормозит процессы социально-психологической адаптации и усугубляет проблемы взаимодействия с окружающими. Исследования, рассматривающие инвалидность как результат социального исключения, подчеркивают важность анализа социальной среды как ключевого фактора формирования идентичности. Статья построена на изучении литературы и аналитике, посвященной взаимодействиям молодых людей с инвалидностью с различными уровнями среды, включая физическую, образовательную и трудовую. Авторы приходят к выводу, что характер взаимодействий со средой может привести либо к формированию иждивенческих установок и усилению изоляции, либо к развитию позитивной идентичности, позволяющей молодым людям с инвалидностью успешно интегрироваться в общество, получить образование, занятость и обрести статус самостоятельного гражданина. Формирование такой позитивной идентичности требует значительных усилий не только от молодых людей, но и от среды, которая должна стать более инклюзивной.
Ключевые слова:
идентичность социальная среда изменения инвалидность молодые инвалиды identity social environment changes disability young people with disabilitiesРубрики:
Социальная политика и управлениеВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Galkin K.A., Grigorieva I.A. Inequalities in the pandemic and post pandemic times of older people. Case of Russia. Working with Older People 2024. Vol. 28. No. 4. Pp. 463-476.
- Трофимова И. Н.
Социальная среда как фактор предупреждения экстремизма среди молодежи // Конфликтология. 2016. Т. 2. С. 220-227. - Бородкина О.И., Григорьева И. А.
Социальное государство в эпоху постпандемии и неопределенности // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. №. 3. С. 397-398. - Галкин К. А.
Особенности мотивации молодых сельских врачей: контекст COVID-19 // Мир России. Т. 31. No 3. С. 115–135. - Григорьева И. А.
Поле изучения занятости пожилых. Пересечение интересов государства, общества, семей и пожилых // Персонал старшего возраста как человеческий капитал современного общества: условия, возможности, ограничения: Сборник материалов дискуссионной площадки VI Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: традиции и новации в социальном развитии регионов» (9 декабря 2021 г., г. СанктПетербург, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН) / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. — Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2022. – С. 25-33.