Формирование социальной идентичности у молодых людей с инвалидностью в контексте различных уровней среды

Формирование социальной идентичности у молодых людей с инвалидностью в контексте различных уровней среды



Григорьева И.А., Новожилова О.А.
Формирование социальной идентичности у молодых людей с инвалидностью в контексте различных уровней среды // Журнал исследований социальной политики. 2024. Т. 22. № 4. С. 729–744.
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-4-729-744

Размещена на сайте: 09.01.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/article/view/24358 (дата обращения 09.01.2025)



Ссылка при цитировании:

Григорьева И.А., Новожилова О.А. Формирование социальной идентичности у молодых людей с инвалидностью в контексте различных уровней среды // Журнал исследований социальной политики. 2024. Т. 22. № 4. С. 729–744.
DOI: 10.17323/727-0634-2024-22-4-729-744

Аннотация

В обзоре обсуждаются особенности формирования социальной идентичности молодых людей с инвалидностью во взаимодействии с различными уровнями среды. Для людей с инвалидностью процесс формирования идентичностей осложняется не только внутренними барьерами, обусловленными неуверенностью и гиперопекой, но и внешними, связанными с социальными стереотипами и недостаточной доступностью физической среды. Общество часто создает дополнительные препятствия для их интеграции, что затрудняет нормализацию их социальной роли. В то же время многие молодые люди с инвалидностью не воспринимают себя через призму ограниченных возможностей и стремятся к обычной жизни. Однако ситуация в обществе не обеспечивает полноценное включение таких людей в социум и оказывает негативное влияние на формирование их социальной идентичности, что, в свою очередь, тормозит процессы социально-психологической адаптации и усугубляет проблемы взаимодействия с окружающими. Исследования, рассматривающие инвалидность как результат социального исключения, подчеркивают важность анализа социальной среды как ключевого фактора формирования идентичности. Статья построена на изучении литературы и аналитике, посвященной взаимодействиям молодых людей с инвалидностью с различными уровнями среды, включая физическую, образовательную и трудовую. Авторы приходят к выводу, что характер взаимодействий со средой может привести либо к формированию иждивенческих установок и усилению изоляции, либо к развитию позитивной идентичности, позволяющей молодым людям с инвалидностью успешно интегрироваться в общество, получить образование, занятость и обрести статус самостоятельного гражданина. Формирование такой позитивной идентичности требует значительных усилий не только от молодых людей, но и от среды, которая должна стать более инклюзивной.

 

Ключевые слова:

идентичность социальная среда изменения инвалидность молодые инвалиды identity social environment changes disability young people with disabilities

Рубрики:

Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации: