Руководство министерств социального блока правительства РФ: особенности источников рекрутирования и карьерных траекторий

Руководство министерств социального блока правительства РФ: особенности источников рекрутирования и карьерных траекторий



Тев Д.Б.
Руководство министерств социального блока правительства РФ: особенности источников рекрутирования и карьерных траекторий // Власть и элиты. 2024. Т. 11. №. 3. С. 29–57.
ISSN 2410-9517
DOI: 10.31119/pe.2024.11.3.2
EDN: PBICGE
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=78775856

Размещена на сайте: 09.01.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://powerelites.ru/index.php/powerelites/article/view/PBICGE/145 (дата обращения 09.01.2025)



Ссылка при цитировании:

Тев Д.Б. Руководство министерств социального блока правительства РФ: особенности источников рекрутирования и карьерных траекторий // Власть и элиты. 2024. Т. 11. №. 3. С. 29–57.
DOI: 10.31119/pe.2024.11.3.2
EDN: PBICGE

Аннотация

Анализируются каналы рекрутирования и карьера ключевых чиновников министерств социального блока правительства РФ. В основе исследования лежит биографическая база данных 104 заместителей министров и директоров департаментов шести министерств. Исследование показало, что важнейшая характеристика карьеры чиновников — бюрократическая профессионализация. Главный канал их рекрутирования — федеральная администрация, причем большинство перед назначением на нынешнюю должность уже определенное время работало в своем министерстве. Эти тенденции могут (хотя и необязательно) говорить о важности меритократического отбора, который основывается на компетентности. Впрочем, чиновников с карьерой, проведенной преимущественно в федеральной администрации, особенно в одном министерстве, меньшинство (в социальных министерствах внутриведомственное рекрутирование выражено слабее, чем в более влиятельных и престижных экономических министерствах, что может говорить о меньшей автономии этих органов). Присутствует межведомственная мобильность, причем ряд чиновников вышел из финансовых министерств, что может усиливать влияние этих органов на социальный блок, способствуя формированию его политики в неолиберальном духе. Самым значимым после административной сферы поставщиком чиновников являются подведомственные министерствам социальные организации (учреждения науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта). При этом бизнес занимает относительно скромное место в качестве канала рекрутирования руководителей социальных министерств (особенно в сравнении с экономическими). Поскольку большинство таких министерств непосредственно регулируют в основном не компании, а некоммерческие учреждения, бизнес относительно слабо заинтересован в колонизации ключевых позиций в них, его профессиональные компетенции менее востребованы, а функциональное взаимодействие чиновников с бизнесменами и менеджерами, которое могло бы способствовать формированию знакомств и связей, облегчающих обмен кадрами, менее тесное. При этом опыт работы в бизнесе, а также в региональных администрациях и социальных организациях встречается чаще, а внутриведомственный опыт реже среди заместителей министров. Кроме того, выделяются министерства с особенно выраженным внутриведомственным рекрутированием и министерства с относительно развитым рекрутированием из бизнеса. Наконец, в некоторых министерствах имеют место пересечения между министрами и их подчиненными в предшествующей карьере, что может указывать на патримониальный характер отбора.

 

Ключевые слова:

социальные министерства карьера каналы рекрутирования администрация бизнес социальные организации social ministries career recruitment channels administration business social organizations

Рубрики:

Политическая социология
Социология элиты общества



Возможно, вам будут интересны другие публикации: