Моральные источники цивилизационного развития в либерализме и традиционализме: понятие совести народа у Иммануила Канта и в прозе Еремея Айпина ...

Моральные источники цивилизационного развития в либерализме и традиционализме: понятие совести народа у Иммануила Канта и в прозе Еремея Айпина ...



Ноговицин О.Н.
Моральные источники цивилизационного развития в либерализме и традиционализме: понятие совести народа у Иммануила Канта и в прозе Еремея Айпина // Цивилизационное многообразие современного мира : [монография] / Й. Арнасон, Р. Г. Браславский, Ю. В. Веселов [и др.] ; отв. ред. Р. Г. Браславский, А. В. Малинов ; ФНИСЦ РАН. — М. ; СПб. : ФНИСЦ РАН, 2024. С. 166-216.

Глава из книги: Цивилизационное многообразие современного мира : [монография] / Й. Арнасон, Р. Г. Браславский, Ю. В. Веселов [и др.] ; отв. ред. Р. Г. Браславский, А. В. Малинов ; ФНИСЦ РАН. — М. ; СПб. : ФНИСЦ РАН, 2024. — 465 с.
ISBN 978-5-89697-439-0
DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-439-0.2024

Размещена на сайте: 10.01.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Моральные источники цивилизационного развития в либерализме и традиционализме: понятие совести народа у Иммануила Канта и в прозе Еремея Айпина // Цивилизационное многообразие современного мира : [монография] / Й. Арнасон, Р. Г. Браславский, Ю. В. Веселов [и др.] ; отв. ред. Р. Г. Браславский, А. В. Малинов ; ФНИСЦ РАН. — М. ; СПб. : ФНИСЦ РАН, 2024. С. 166-216.
DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-439-0.2024

Аннотация

Концептуализация понятия совести народа в идеалистических социо-философских концепциях конца XVIII – первой половины XIX вв., где данный концепт принимается в качестве источника исторического процесса, послужило одним из основных теоретических оснований формирования общественных наук. Образцовым примером такой концептуализации выступила либеральная теория общества И. Канта. В статье кантовская теоретическая конструкция универсального понятия совести оценивается в сравнении с традиционным понятием совести доклассового общества, в качестве примера которого взято общество хантов в том виде, в каком оно предстает в прозе Е.Д. Айпина и современных научных исследованиях. Либеральная теория общества И. Канта является источником основных концептуальных нарративов современной либеральной политики во всех областях социальной жизни. Особенность его теории состоит в том, что он концептуализирует разрыв между традиционным понятием морали и религии, в котором задатки моральности подавляются системой религиозных предрассудков и суеверий, и либеральной современностью как феноменальным проявлением исторического перехода к новой общественной формации, основанной на универсальном понятии морали, в центре которого он ставит понятие совести, понятой в качестве средства абсолютного оправдания человеческой деятельности. В данной модели аморальные следствия моральных поступков в силу случайности проявления всех следствий поступков, определенных исходя из интеллигибельной реальности практического разума в мире природы, безразличны для морального сознания. Такой образ «чистой совести» прямо противоположен традиционному понятию о совести, характерному для народа хантов: в отличие от субъекта кантовской версии либерального морального сознания, который в принципе не нуждается во внешнем подтверждении добродетельности своих поступков, традиционная модель субъективности, напротив, построена на основе подтверждения их моральной адекватности. Литературный вариант моральной рефлексии, представленной в прозе Е.Д. Айпина, свидетельствует не о чистой совести и политическом проекте реализации в мире ее потенций, а о совести больной, т.е. озабоченной реальными нуждами отдельных людей и народа в целом.

Ключевые слова:

теория либерализма право моральная религия суеверие совесть шаманизм традиционное общество ритуал миф theory of liberalism law moral religion superstition conscience shamanism traditional society ritual myth

Рубрики:

История и теория социологии
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: