Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов

Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов



Назаров М.М.
Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов // Коммуникология. 2024. Т. 12. № 4. C. 68-82.
ISSN 2311-3065
DOI: 10.21453/2311-3065-2024-12-4-68-82
EDN: QWIEAA
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=75997457

Размещена на сайте: 11.01.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.communicology.ru/jour/article/view/476 (дата обращения 11.01.2025)



Ссылка при цитировании:

Назаров М.М. Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов // Коммуникология. 2024. Т. 12. № 4. C. 68-82.
DOI: 10.21453/2311-3065-2024-12-4-68-82
EDN: QWIEAA

Аннотация

В статье обсуждается роль рекомендательных сервисов как нового элемента современной медиасреды. Методология анализа предполагает, что аудиторные практики обусловлены взаимовлиянием автономной активности пользователей, с одной стороны; структурных параметров медиа, других социальных институтов - с другой. Показано, что алгоритмы рекомендательных сервисов являются важной составляющей платформенного управления в медиа бизнесе. Постоянное отслеживание поведения пользователей повышает адресность рекомендательных сервисов, способствует индивидуализации и автоматизации коммуникационного обмена в обществе информационного изобилия. Форматы реализации рекомендательных алгоритмов оказываются «встроенными» в медиапотребление, влияя на формирование культурных практик людей. Утверждается, что рекомендательные сервисы в медиа являются одной из областей производства т.н. алгоритмической культуры, как результата приложения вычислительных процедур для сортировки и иерархизации различных объектов жизненного мира на основе поведенческих данных. Предметом эмпирической части исследования являются практики использования рекомендательных сервисов российской аудиторией. Зафиксировано, что три четверти респондентов обращались к содержанию, которое предлагалось рекомендательными сервисами. При этом практики алгоритмических рекомендаций вызывают как положительные, так и отрицательные оценки. В связи с вопросом о доверии рекомендательным сервисам мнения разделились: для примерно половины респондентов характерна различная степень недоверия; тогда как для трети опрошенных присущим было доверие рекомендательным сервисам. Выявлено, что доверие рекомендательным сервисам статистически значимо коррелирует с показателями: возраста; положительными ожиданиями от внедрения технологий искусственного интеллекта и их использованием в повседневной жизни; активностью обращения к социальным сетям и платформам просмотра онлайн-видео.

Ключевые слова:

медиапотребление рекомендательные сервисы алгоритмы цифровая культура аудитория медиа media consumption recommendation services algorithms digital culture audience media

Рубрики:

Социология культуры
Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации: