Символистское осмысление мифа: Вяч.И. Иванов, А.Ф. Лосев, Л.А. Гоготишвили

Символистское осмысление мифа: Вяч.И. Иванов, А.Ф. Лосев, Л.А. Гоготишвили



Гравин А.А.
Символистское осмысление мифа: Вяч.И. Иванов, А.Ф. Лосев, Л.А. Гоготишвили // Соловьевские исследования. – 2024. – № 3 (83). – С. 99-112.
ISSN 2076-9210
DOI: 10.17588/2076-9210.2024.3.099-112
EDN: ITHCXR
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=71109693

Размещена на сайте: 11.01.25

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: http://solovyov-studies.ispu.ru/files/issues/zhurnalsi_383.pdf (дата обращения 11.01.2025)



Ссылка при цитировании:

Гравин А.А. Символистское осмысление мифа: Вяч.И. Иванов, А.Ф. Лосев, Л.А. Гоготишвили // Соловьевские исследования. – 2024. – № 3 (83). – С. 99-112.
DOI: 10.17588/2076-9210.2024.3.099-112
EDN: ITHCXR

Аннотация

В статье рассмотрена одна из традиций концептуализации мифа в русской гуманитарной мысли – в рамках символизма Вячеслава Иванова, наследующей ему диалектической философии Алексея Лосева, а также современной рецепции ивановских и лосевских подходов в лингвофилософии Людмилы Гоготишвили. Показано, что лингвистическое измерение мифа, по Иванову, подразумевает апостериорный (по отношению к мистическому опыту) характер собственного формирования. Лингвистичпеское измерение мифа, по Лосеву, подразумевает его априорную данность, эпистемологически ограниченную для конкретного сознания смысловой отрешённостью. Показано, что апостериорность данности мифа, по Иванову, и отрешённость мифа, по Лосеву, обеспечивают «непрямоту» выражения смысла (или мистической реальности) в языке, что может быть преодолено намеренным пониманием подразумеваемого языком смысла, то есть личностным действием. Выявлено, что Гоготишвили в своих философских построениях опиралась как на лосевские, так и на ивановские подходы, полагая понятие мифа в качестве одной из базовых категорий всего русского символизма. В перспективе творчества Гоготишвили рассмотрены дистинкция мифологических и обыденных суждений, связь мифа и языковой референции в поэтической и логической перспективах, а также характер применения понятия мифа в феноменологии языка и в авторской концепции двоичного и троичного символов. Показано, что в лингвофилософии Гоготишвили миф «отвечает» за опосредованность выражения смысла в языке и подразумевает возможность достижения адеквации между смыслом и словом.

Ключевые слова:

прамиф абсолютная мифология диалектика мифа мифологическая отрешённость русский символизм русская религиозная философия лингвофилософия pramyth absolute mythology dialectic of myth mythological detachment Russian Symbolism Russian religious philosophy linguophilosophy

Рубрики:

Социология культуры
Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: