События и уроки истории в контексте национального прошлого, настоящего и будущего России
Бараш Р.Э.
События и уроки истории в контексте национального прошлого, настоящего и будущего России // «Стрела времени» в массовом сознании россиян: оценки прошлого, суждения о настоящем, представления о будущем / ФНИСЦ РАН, Институт социологии. Под ред. М.К. Горшкова. Москва: Издательство «Весь мир», 2024. C. 46-82.
![](/dreamedit/pfoto/7368E23B_9CE6_0EFE_7B51_5DBB53C8E8B1_s.jpg)
Глава из книги: «Стрела времени» в массовом сознании россиян: оценки прошлого, суждения о настоящем, представления о будущем / ФНИСЦ РАН, Институт социологии. Под ред. М.К. Горшкова. Москва: Издательство «Весь мир», 2024. – 308 c.
ISBN 978-5-7777-0947-9
Размещена на сайте: 12.01.25
![](/files/Image/google_ac.png)
Ссылка при цитировании:
Аннотация
Автор исследует роль коллективной памяти в формировании представлений граждан о национальной истории, которая становится основанием для осознания ими "стрелы времени" истории страны. В главе исследуется, как массовое восприятие ключевых исторических событий влияет на общественные ценностные ориентиры, формируя актуальные стратегии развития общества. Автор подчеркивает, что уроки истории не только осмысляются, но и переосмысливаются обществом под влиянием текущих обстоятельств, создавая предпосылки для того, чтобы в общественном мнении формировались эмоционально-окрашенные выводы об историческом пути страны. Примером служат изменения восприятия события Победы в Великой отечественной войне, которые в условиях современных внешнеполитических вызовов стала краеугольным камнем для укрепления национальной консолидации.Переосмысление исторических приоритетов, уход от постперестроечного вектора глобальной интеграции к идеям исторического суверенитета, свидетельствует о стремлении россиян ориентироваться на национальные ценности и цели развития, что подтверждает наличие основы для общего понимания ключевых событий отечественной истории. В главе сформулированы вывод о взаимосвязи между историческими событиями, актуальными вызовами и изменениями в массовом сознании, подчеркивается важность уроков истории как организующего элемента для национального самосознания
Ключевые слова:
коллективная память национальная история ценности уроки истории collective memory national history values history lessonsРубрики:
Социология культурыСоциология общественного мнения
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Бараш Р. Э.
Наука о памяти: системно-коммуникативный взгляд // История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, П.Д. Тищенко, Е.Г. Гребенщиковой , И.З. Шишкова: В 6 томах. Т. 6. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд - во «Русское общество истории и философии наук и », 2018. С. 132-134. - Rozhdestvenskaya E., Semenova V., Tartakovskaya I., Kozela K. (eds). Collective Memories in War. London: Routledge, Taylor & Francis Ltd, 2016. 196 pp.
- Бараш Р. Э.
Семейная история и семейная память в России 2020-х годов // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2023. № 4 (111). С. 141–162. - Rozhdestvenskaya E. Yu. Afghan veterans: resonance of memory.In: Rozhdestvenskaya E., Semenova V., Tartakovskaya I., Kozela K. (eds). Collective Memories in War. London: Routledge, Taylor & Francis Ltd, 2016. 196 pp. P. 139-151.
- Бараш Р. Э.
Историческая память как ценностное основание гражданской идентичности российского общества 2020-х гг. // Социум и власть. 2024. № 4 (102). C. 116–132.