Роль буддийского фактора в политических и цивилизационных процессах в Монголии
Железняков А.С., Никифоров С.В.
Роль буддийского фактора в политических и цивилизационных процессах в Монголии // Новые исследования Тувы. 2025. № 1. С. 188-197.
ISSN 2079-8482
DOI: 10.25178/nit.2025.1.14
EDN: KEIURL
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=80407068
Размещена на сайте: 05.03.25
Текст статьи на сайте журнала URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/1451 (дата обращения 05.03.2025)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.25178/nit.2025.1.14
EDN: KEIURL
Аннотация
В статье представлен ретроспективный анализ роли буддийского фактора в политических и цивилизационных процессах в Монголии с использованием теоретико-методологического аппарата цивилизационной политологии — научного направления, рассматривающего цивилизационные и политические процессы через призму стереоскопической картины миропорядка. Рассматривается проблематика взаимосвязанности буддийской и монгольской идентичности в историческом контексте обретения суверенитета Внешней Монголией в первой четверти XX в. и череды народных восстаний на территории Внутренней Монголии Китая на рубеже XIX–XX вв. Рассматривается противоречивая политика МНР в отношении буддизма в период секулярного общества. Исследуются особенности буддийского фактора в постсекулярной Монголии после демократической революции 1990 г. Отдельное внимание уделяется региональному и межрегиональному уровням проявления фактора буддизма в политических и цивилизационных процессах. Они проявляются на уровне подсистемы международных отношений в регионе Северо-Восточной Азии, в рамках треугольника Россия — Китай — Монголия, а также в глобальном масштабе в ходе интернационализации буддизма как мягкой силы двумя великими державами и условным «третьим соседом» современной Монголии .Рассматриваются вопросы визитов Далай-ламы в Монголию, легитимизации Богдо-гэгэна, а также исторической роли буддизма в строительстве интернациональных социалистических проектов, например, Азиатской буддийской конференции за мир.
Ключевые слова:
цивилизационная политология постсекулярность монгольская цивилизация Монголия буддизм буддийский фактор цивилизационное пространство civilizational political science post-secularism Mongolian civilization Mongolia Buddhism Buddhist factor civilizational spaceРубрики:
Политические системы и процессыСоциология религии
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Железняков А. С.
Пространство цивилизационного диалога России и Монголии: Центральная Евразия // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2024. №. 44. С. 171-190. - Железняков А. С., Никифоров С. В., Чулуун С.
Политико-правовые основания взаимодействия России и Монголии как государств-цивилизаций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 4. C. 1133-1147. - Железняков А. С., Чулуунбаатар Г.
Оршил [Введение] // Евроазийн түншлэлийн нөхцөл байдал дахь Монгол, Оросын соёл иргэншил хоорондын харилцан үйлчлэл. ШУА-ийн Философийн хүрээлэн — Улаанбаатар, 2023. 10-16 дахь талд [Цивилизационное взаимодействие России и Монголии в пространстве Евразии. Институт философии МАН — Улан-Батор (на монг. языке), 2023. С. 10-16.] - Железняков А. С., Чулуунбаатар Г.
Дүгнэлт [Заключение] // Евроазийн түншлэлийн нөхцөл байдал дахь Монгол, Оросын соёл иргэншил хоорондын харилцан үйлчлэл. ШУА-ийн Философийн хүрээлэн — Улаанбаатар, 2023. 280-285 дахь талд [Цивилизационное взаимодействие России и Монголии в пространстве Евразии. Институт философии МАН — Улан-Батор (на монг. языке), 2023. С. 280-285.] - Железняков А. С.
Евроазийн бүс нутаг дахь Монгол, Оросын соёл иргэншлийн түүхэн харилцан үйлчлэлийн онцлог ба байр суурь [Особенности исторического взаимодействия российской и монгольской цивилизаций в пространстве Евразии] // Евроазийн түншлэлийн нөхцөл байдал дахь Монгол, Оросын соёл иргэншил хоорондын харилцан үйлчлэл. ШУА-ийн Философийн хүрээлэн — Улаанбаатар, 2023. 54-59 дахь талд [Цивилизационное взаимодействие России и Монголии в пространстве Евразии. Институт философии МАН — Улан-Батор (на монг. языке), 2023. С. 54-59.]