Профессиональный стандарт «Демограф»: от квалификации специалистов к эффективным решениям в области демографии
Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Рычихина Н.С.
Профессиональный стандарт «Демограф»: от квалификации специалистов к эффективным решениям в области демографии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2025. Т. 18. № 1. С. 66–79.
ISSN 1998-0698
DOI: 10.15838/esc.2025.1.97.3
EDN: ZYLVQU
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=80405912
Размещена на сайте: 12.03.25
Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.isert-ran.ru/article/30220 (дата обращения 12.03.2025)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.15838/esc.2025.1.97.3
EDN: ZYLVQU
Аннотация
Для решения стратегических и тактических задач разного уровня в органах государственной и региональной власти, в подразделениях муниципальных образований, аналитических центрах и других некоммерческих организациях требуются специалисты-демографы c определенными знаниями и компетенциями, которые могут качественно осуществлять сбор, формирование и анализ информационно-аналитической демографической базы, подготавливать материалы для разработки демографических мер, выявлять демографическую конъюнктуру, проводить экспертизы экономических и социально значимых программ. Своевременным стало утверждение профессионального стандарта «Демограф», в котором четко прописано, какими знаниями, навыками и умениями должен обладать демограф определенного уровня квалификации и какой функционал он может выполнять. Однако организационные и методические вопросы оценки качества подготовки специалистов в области демографии для выполнения ими трудовых функций в зависимости от занимаемой должности и организации, в которой специалист работает или планирует работать, требуют особого внимания, что и обусловливает актуальность темы исследования. Целью исследования является разработка организационных и методических аспектов процесса оценки профессиональной квалификации специалистов в области демографии для качественного выполнения ими своих должностных обязанностей и решения проблем общества. Описан процесс оценки сотрудниками Центра оценки квалификации профессиональной квалификации специалистов в сфере демографии путем проведения экзамена, позволяющего оценить не только теоретические знания, но и навыки и умения кандидатов на присвоение квалификации; обоснована значимость использования компетентностного подхода как базового для оценки квалификации демографов. В рамках организационно-методического обеспечения проведения экзамена по оценке профессиональной квалификации специалистов в области демографии предложены рекомендации по документальному обеспечению проведения экзамена, регламент организации экзамена, правила поведения на экзамене, требования для экзаменуемых к прохождению экзамена и присвоения определенной квалификации специалистов в сфере демографии. Выявлено, что с ростом квалификации сотрудника-демографа повышаются его заработная плата и востребованность на рынке труда; построена карьерограмма демографа, показывающая взаимосвязь между уровнем квалификации, занимаемой должностью и заработной платой. Методологическую базу представляют базисные положения Концепции развития кадрового потенциала в области демографии, утвержденной в 2024 году. Перспективы исследования заключаются в повышении качества подготовки и оценки профессиональной квалификации специалистов в области демографии, что в дальнейшем повлияет на эффективность разработки и реализации проектов по развитию человеческого потенциала России.
Ключевые слова:
демограф профессиональный стандарт квалификация оценка качества demographer professional standard qualification quality assessmentРубрики:
Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Ростовская Т. К., Бедрина Е.Б., Золотарева О. А.
Развитие демографического образования в России и за рубежом : [монография] / Т. К. Ростовская, Е. Б. Бедрина, О. А. Золотарева ; отв. ред. Т. К. Ростовская ; ИДИ ФНИСЦ РАН. – Москва : ФНИСЦ РАН ; ООО «ИТД Перспектива», 2024. – 224 с. - Ростовская Т. К., Шабунова А. А., Давлетшина Л.А.
Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2. С. 55–72. - Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Давлетшина Л. А.
Актуальные проблемы демографии и подготовки демографов в Туве // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 146-168. - Чепуренко А. Ю., Бершадская М.Д.
Как обеспечить стыковку социологического образования и рынка труда: кейс разработки профессионального стандарта социолога // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 312-331. - Cherednichenko G. The Employment and Professional Educational Trajectories of Young People // Russian Education and Society. 2011. Vol. 53. Issue 12. Pages: 36-66. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/53/12?nav=tocList