Модели социальных агентов в современном управленческом поле

Модели социальных агентов в современном управленческом поле



Гусейнова К.Э.
Модели социальных агентов в современном управленческом поле // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14. № 6. С. 135-148.
ISSN 2226-7867
DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-6-135-148
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80579729

Размещена на сайте: 11.04.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/1077/1064 (дата обращения 11.04.2025)



Ссылка при цитировании:

Гусейнова К.Э. Модели социальных агентов в современном управленческом поле // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14. № 6. С. 135-148.
DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-6-135-148

Аннотация

Статья является постановочной и призвана найти теоретико-методологические основания для выявления и анализа унифицированных факторов, способствующих организации эффективного коммуникативного пространства управления в регионах России. В статье представлена систематизация подходов к пониманию социального агента в социологии. Приведены словарные толкования терминов «агент» и «актор», которые в научной литературе часто являются взаимозаменяемыми понятиями. С помощью теоретического анализа работ зарубежных ученых были выделены три унифицированные модели интерпретации социального агента (индивидуальный актор; коллективный актор (субъект); индивидуальный актор или коллективный субъект – промежуточный тип). Разработанная типология применяется для анализа современных агентов (практиков) управления, участвующих в разработке и реализации государственных стратегических программ (Стратегия научно-технологического развития, Национальные проекты и проч.). Описанные модели взаимодействия социальных агентов способствуют более глубокому пониманию механизмов формирования коммуникативного пространства управления, а также процессов унификации и разнообразия, лежащих в основе организации и формировании его структуры.Статья предлагает методологический подход к анализу свойств практиков современного поля управления. На основе качественного анализа официальных документов выявлены и унифицированы ключевые характеристики управленцев как социальных агентов, с помощью которых можно сделать предварительные выводы об их роли в процессах стратегического и пространственного развития России. Использованный методологический подход к анализу свойств социальных агентов позволит в дальнейшем оценить, в какую сторону будет направлен вектор региональной управленческой практики, будет ли он способствовать стандартизации управленческих стратегий на территории Российской Федерации. Авторы подчеркивают необходимость дальнейшего исследования региональных особенностей, в т.ч. социокультурных для более полного понимания данной проблемы.

Ключевые слова:

социальный агент свойства социального агента индивидуальный актор коллективный субъект унификация коммуникативное пространство управления национальные проекты контент-анализ social agent properties of a social agent individual actor collective subject unification communicative management space national projects content analysis

Рубрики:

Социология управления



Возможно, вам будут интересны другие публикации: