«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Айгуль Маратовной
Мавлетовой

(VII поколение)


Мавлетова А. М., окончила социологический факультет Высшей школы экономики, Москва (2007 г.); кандидат социологических наук (2010 г.); старший преподаватель, кафедра анализа социальных институтов, департамент социологии; заместитель декана по науке, факультет социальных наук, Высшая Школа Экономики. Основные области научного интереса: количественные методы исследований; методология онлайн-исследований; новые технологии в социологических исследованиях. Интервью состоялось: январь-февраль 2015 г.



Моя беседа с Айгуль Маратовной Мавлетовой началась в конце второй недели января 2015 года и завершилась в начале 20-х чисел февраля, т. е. продолжалась всего шесть недель. Если же иметь в виду ощущение моего времени общения с Айгуль, то его можно передать одним словом: «мгновение». Это был разговор со знакомым человеком, о давно известной и близкой мне теме и касался знакомых и уважаемых мною людей. Что может быть лучше?

В опоре на мнения специалистов и узнав из веб-сети, что Айгуль Мавлетова защитила кандидатскую диссертацию по онлайновым опросам, 7 января этого года я написал ей письмо. Сообщил в нем, что давно интересуюсь развитием онлайновых опросных технологий и свыше десяти лет занимаюсь историей советской/российской социологии на базе глубинных интервью, проводимых по электронной почте. И закончил мое письмо словами: «Буду рад, если Вы согласитесь рассказать мне о себе и своей работе».

На следующий день я получил ее ответ:

Уважаемый Борис Зусманович, Очень радостно и волнительно получить от Вас письмо! Спасибо! Да, конечно знаю Ваши работы. Вы мне даже книжку на Всероссийском социологическом конгрессе подарили (точнее я выпросила) «Реклама и опросы общественного мнения в США». По-моему, это был 2008 год. Я рассказала, что интересуюсь онлайн-опросами, попросила Вас подписать книгу, и Вы написали под своей фотографией «Айгуль, онлайновый опрос – есть!». Так-то вот. Буду очень рада принять участие в проекте. Пожалуйста, напишите, что от меня необходимо. С уважением, Айгуль

Так разве мы не знакомы с Айгуль давно?

Мои первые российские публикации о становлении и развитии онлайновых опросов в США относятся к 2000 году. Летом в питерском журнале «Телескоп» я отмечал: «Нет сомнений, что в ближайшие годы мы станем свидетелями бурного развития онлайновых технологий опроса в США и во многих странах. Социологические наблюдения за динамикой Рунета и развитием российской аудитории Интернета показывают, что тоже самое будет происходить и в России. Социологи и исследователи рынка не будут ждать, когда Интернет станет обыденностью в стране, они будут делать его обыденностью» [1]. Несколькими месяцами позже в статье, опубликованной в московском журнале «Broadcasting. Телевидение и радиовещание, журнал», я делал такой прогноз: «Трудно согласиться с утверждением о том, что в России рано начинать проведение сетевых опросов. Конечно, в стране мало компьютеров и невелика web-аудитория, слаба технологическая и финансовая база развития сети. Надо ли ждать, когда Интернет войдет в обиход большинства российских граждан, и лишь затем начинать проводить онлайновые опросы, или уже сейчас следует конструировать технологию опросов, учитывающую особенности общества, и по мере сил и возможностей содействовать развитию процесса “интернетизации”? Наблюдения за динамикой Рунета и изменениями российской web-аудитории показывают, что мировые процессы развития сети не минуют Россию. И скорее всего, социологи и маркетологи не должны и не станут ждать, пока Интернет станет в России обычным явлением. Они попросту будут способствовать его скорейшему внедрению» [2].

Если принять во внимание, что некоторые новейшие достижения в области американских веб-опросов анализировались мною в 2013 году [3] и даже позже, то оказывается, что их развитие находится в поле моего зрения уже полтора десятилетия.

Таким образом, оправданно утверждать, что данная тема давно известна и близка мне.

Среди социологов, повлиявших на ее профессиональное становление, Айгуль называет Светлану Баньковскую, Инну Девятко, Андрея Здравомыслова, Александра Крыштановского, Дмитрия Рогозина, Александра Филиппова, Владимира Ядова. Всех их я знаю или знал, причем со Здравомысловым и Ядовым я познакомился за много лет до рождения Айгуль. Безусловно, мне было приятно услышать от нее добрые слова в адрес всех этих исследователей.

Историко-социологические воспоминания нахлынули на меня, когда я прочел слова Айгуль: «... мы с Инной Феликсовной [Б.Д.: Девятко] организовали небольшой курс повышения квалификации в Вышке по онлайн-исследованиями, куда пригласили Мика Купера – профессора Мичиганского университета и известного эксперта в области онлайн-опросов. С тех пор мы с ним сдружились». Я сразу же подумал, а когда же я узнал о работах Мика Купера?

Обращение к компьютерному архиву показывает – давно это было, более десяти лет назад. Летом 2003 я основательно изучал Программу 58-ой Ежегодной конференции Американской ассоциации исследователей общественного мнения, состоявшейся 14-19 мая того года. Целью моего анализа было очерчивание пространства американских методических исследований в сфере опросных технологий, В частности в Программе отмечалось, что на секции по онлайновым методам опроса обсуждались темы участия в них респондентов и валидности измерения. Среди выступавших были представители мирового лидера онлайновых опросов того времени Harris Interactive, сотрудники известной фирмы Mathematica Policy Research, многие десятилетия проводящей опросы по гуманитарным проблемам, и был Мик Купер (Mick Couper), один из наиболее признанных современных специалистов по методике опросов, в том числе – сетевых.

Итоги моего контент-аналитического исследования сначала были распространены на Втором Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: Социальные вызовы и альтернативы», который проходил 30 сентября - 2 октября 2003 года в Москве, а в 2005 году они были опубликованы в журнале «Социология: 4М»[4].

Таким образом оправданно и мое утверждение о том, что беседа с Айгуль вернула меня в круг специалистов, за работами которых я с интересом слежу многие годы.

Вообще, в интервью с Айгуль обнаруживается многое, присущее представителям седьмого поколения советских / российских социологов, к ним относятся те, чьи годы рождения заключены в интервале между 1971 – 1982 (Таблица 1).   Но наиболее интересным мне представляется ее рассказ о сотрудничестве с Миком Купером.  

Таблица 1. Главные функции первых семи поколений советской / российской социологии

Поко-ление

Годы рождения представителей поколения

Доминантная функция

I

1923 - 1934

Конституирование социологии как самостоятельной науки

II

Конец 1920-х –начало 1930-х

Расширение предметного поля исследований

III

1935 - 1946

Развитие эмпирических методов

IV

1947 - 1958

Сохранение достигнутого, испытание нового

V

1959 - 1970

Обогащение парадигматики и методологии

VI

1971 - 1982

Определение характера постсоветской российской социологии

VII

1983 - 1994

Вхождение в глобальное социологическое сообщество

Сказанное ею может принадлежать лишь социологам шестого поколения или самым молодым из седьмой когорты: «Я уехала на год в Германию. В Университете Бонна я получала стипендию от DAAD  и могла проводить исследования. Это был 2011-2012 г. Тогда начался мобильный бум. <…> Я решила провести эксперименты в области мобильных веб-опросов. За время пребывания в Университете Бонна я провела два эксперимента, один из которых – вместе с М. Купером. Так, были опубликованы мои первые две статьи в международных рецензируемых журналах (Social Science Computer Review и Survey Research Methods). После возвращения в Вышку я продолжила сотрудничество с Купером в области мобильных веб-опросов. Мы опубликовали ещё одну статью в Journal of Survey Statistics and Methodology, а другая – скоро появится в Field Methods. Кроме того, мы также написали две главы по мобильным веб-опросам для книг, которые выйдут в 2015-2016 г. Одна из книг будет приурочена к довольно значимой конференции International Total Survey Error Conference: Improving Quality in the Era of Big Data».

Планы, которые намечает Айгуль, были невозможны для социологов первых поколений: работать над  Ph.D. на Западе, начать сотрудничество с английским методологом Питером Линн (Peter Lynn) в Institute for Social and Economic Research. Все это согласуется с моим предположением о доминантной функции седьмого поколения – вхождение в глобальное социологическое сообщество.

Буду рад, если Айгуль Мавлетова сможет реализовать ее планы. Кроме всего прочего это будет одним из фактов, подтверждающих справедливость моей историко-науковедческой гипотезы.  

1. Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп:  наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2000. №4. С. 16-31 http://www.pseudology.org/Gallup/On_line_Polls.htm

2. Докторов Б. Онлайновые опросы популярны в США. Готова ли к ним Россия? // Broadcasting. 2000. №6. С. 92-94.

3. Докторов Б. З. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и России: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=340

4. Докторов Б.З. К попытке определения пространства американских методических исследований опросных технологий // Социология: 4М. 2005, №20. С. 10-31. http://ecsocman.hse.ru/data/2012/04/10/1271933384/Doktorov.pdf

 



   Текст интервью

к списку