«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами»
Интервью с Владимиром Иосифовичем Бакштановским (III поколение) |
Бакштановский В.И., окончил исторический факультет Томского государственного университета (1965 г.); доктор философских наук (1977 г.); профессор Тюменского государственного нефте-газового университета, директор НИИ прикладной этики ТюмГНГУ (с 1995 г. по настоящее время). Основные области научного интереса: прикладная этика; философская этика; гуманитарная экспертиза. Интервью состоялось: январь - апрель 2015 г
Интервью с профессором Тюменского государственного нефтегазового университета Владимиром Иосифовичем Бакштановским началось 19 января 2015 года и завершилось 6 апреля этого же года, но нашей работе предшествовал длительный подготовительный этап. Так, 16 февраля 2012 года я писал Владимиру: «...посмотри сайт http://www.socioprognoz.ru/history.html. Это 44 моих интервью с социологами разных поколений... давай поговорим «за твою жизнь»... я – вопросы, ты – ответы.. я знаю твой ответ: “Я – не социолог”». Через несколько дней я получил его ответ: «Извини, что не сразу ответил - взвешивал “за” и “против”. Решил: переложить ответственность на тебя. Надеюсь, ты понимаешь, что социологическая рефлексия – за пределами моей компетенции, но если настаиваешь – рискнем».
Я «взял ответственность на себя» и теперь вправе сказать, что моя настойчивость оказалась ненапрасной. Три года назад, в начале февраля 2012 года, было проведено лишь 44 беседы с советскими / российскими социологами, сейчас – их более ста, и при этом резко возросло значение каждого нового биографического рассказа. Он не просто дополняет уже имеющуюся информацию, но заставляет мысленно «пролистывать» все известные ранее факты и вновь задуматься о справедливости имеющихся выводов.
В рамках предложенной мной типологии поколений российских социологов Бакштановский относится к третьей когорте. К настоящему моменту мною опрошено 24 представителя этой профессионально-возрастной группы, так что созданы предпосылки и для анализа траектории вхождения Бакштановского в социологию, и для сравнения его пути с дорогами, которыми шли в социологическую науку исследователи его поколения. Всех их объединяет то, что никто не готовил себя к социологической деятельности, никто не имеет специального образования. Наибольшее своеобразие движения Бакштановского в социологию заключается в том, что он пришел не на культивировавшееся кем-то поле, а «присоединил» к огромной, разрабатывавшейся многими пашне, свой собственный участок. Он назвал его «прикладной этикой», и – как показали годы – его участок оказался весьма плодородным.
Еще одно позитивное следствие беседы с Владимиром Бакштановским заключается в пополнении коллекции интервью с социологами Тюмени. Первое интервью с социологами этого города состоялось в 2010-2011 году, и оно долго оставалось единственным; тогда моей собеседницей была Юлия Беспалова. Лишь летом 2014 года ситуация резко изменилась, и к концу года были завершены еще три беседы. В начале 2015 года к ним были добавлены четыре новых интервью. Таким образом, в настоящее время развитие тюменской социологии рассмотрено в девяти обстоятельных интервью, более «богато» отражена лишь социологическая жизнь Москвы и Ленинграда / Петербурга.
Отмечу и третий момент, порождаемый содержанием интервью с Владимиром Бакштановским. Сказанное им еще раз подчеркивает актуальность вечной проблемы о границах социологии как науки, показывает важность очерчивания реального поля предмета сегодняшней российской социологии.

к списку