«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Ириной Марксовной Козиной

(IV поколение)


Козина И.М., окончила исторический факультет Самарского государственного университета (1984 г.), кандидат социологических наук (1996 г.), профессор,  заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ (с 2010 г.). Основные области научного интереса: управление и трудовые отношения на предприятиях, рынок труда и социальная политика, гендерные отношения в сфере труда, качественные методы исследования. Интервью состоялось: март-сентябрь 2015 г.



Начало последней декады сентября 2015 года. Двенадцать месяцев назад было завершено немногим более 80 интервью, и далекой мечтой казалось достижение сотни интервью. Сейчас их – 131 в галерее книги «Интервью с коллегами-социологами» и еще несколько закончено, но пока не размещено на сайте.  Однако, заметное количественное приращение биографической информации – не главный итог проделанной работы. Пару месяцев назад я задумал сворачивать процесс интервьюирования, и это получилось. Уже тогда переход от накопления данных к их анализу представлялся оправданным, сейчас в таком решении вообще не приходится сомневаться.   

Принципиально отметить, что не организационные моменты детерминировали решение о завершении процесса интервьюирования (хотя и они учитывались), но методологические. Здесь имеется в виду концепция «матрицы событий», или «событийного каркаса», которые строятся на основе изучения биографий социологов. По своей природе «матрица», или «каркас», это особого рода знаковые модели для описания пространства событий, упоминаемых социологами в наших беседах. Пока число проведенных интервью оставалось небольшим, в каждом новым «разговоре» появлялись какие-то новые ситуации, значимые для понимания становления и развития социологии или нашего профессионального сообщества. Так постепенно матрица заполнялась. Но по мере увеличения числа интервью, количество новых ситуаций уменьшалась, т.е. в матрице не появлялось новых «клеток». Происходило лишь усиление плотности отдельных зон нашего воображаемого пространства. Имеет смысл говорить о «матрице», или «каркасе», применительно к конкретному поколению, группе последовательных поколений или применительно к всему социологическому сообществу.

Безусловно, рассказанное Ириной Марксовной Козиной образует то уникальное и неповторимое, что составляет биографию отдельного, каждого человека. Здесь – своя предбиография, т.е. история семьи, к которой принадлежит человек, свой путь к профессии и свое движение в социологию. И вместе с тем, во внепрофессиональных аспектах жизни Ирины Козиной и в ее профессиональной деятельности наблюдается многое, что характерно для представителей ее поколения социологов (IV) и следующей профессионально-возрастной когорты (поколение V). И в этом плане биографические сюжеты, приведенные ею, приобретают более, чем личностный характер, становятся поколенческими и даже превращаются в феномены общего историко-науковедческого значения.

Именно такой смысл присущ воспоминаниям Ирины Козиной о ее знакомстве с методологией качественных методов, освоении соответствующего набора исследовательских технологий, накоплении опыта работы в этой исследовательской нише. Особое значение я придаю рассказанному ею в силу того, что фактически одновременно с нею философией и инструменталистикой качественных методов овладевала группа социологов IV и V поколений, интервью с которыми были проведены мною раньше. Это: В.И. Ильин, Е.Ю. Рождественская, П.В. Романов, В.В. Семенова, И.Н. Тартаковская, И.Е. Штейнберг, Е.Р. Ярская-Смирнова и некоторые другие.

Таким образом, представляется возможным дать представительное описание процесса освоения российской социологией – в ранние годы ее постсоветского этапа – теории и методов качественной социологии. Безусловно, это уже общий историко-социологический, более того - науковедческий вывод.



   Текст интервью

к списку