«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Андреем Владимировичем Милехиным

(V поколение)


Милехин А.В. – окончил факультет психологии ЛГУ (1986), Киевскую Высшую школу КГБ СССР (1991), кандидат психологических наук (1995 г.), доктор социологических наук (1999 г.). Профессор МГУ. Президент исследовательского холдинга РОМИР и группы компаний интеллектуальных технологий, вице-президент Гэллап интернешнл, руководитель Центра ситуационных исследований ИСПИ РАН.Основные области научного интереса: Психодиагностика, общественное мнение, потребительские установки и потребительское поведение, методология социологического мониторинга, медиаизмерения.Интервью состоялось: 2015-2016 гг.



Прежде всего замечу, что в летописи моего историко-биографического исследования интервью с Андреем Владимировичем Милехиным – весьма значимо и будет памятным. Оно имеет №140. Я не свободен от влияния магии чисел, «веховые», в пифагорейском смысле, результаты побуждают меня к рассмотрению других «рубежных» результатов.

Опустим все двузначные номера, это все уже давно было, и рассмотрим лишь трехзначные. Интервью №100 было закончено в начале февраля 2015 года. Давно? Как смотреть, ведь все началось на рубеже 2004-2005 гг. Значит потребовалось 10 лет работы, чтобы узнать и зафиксировать для истории нашей науки биографии сотни российских социологов. Когда все начиналось, я не думал о том, что процесс интервьюирования растянется на годы и количество проведенных бесед будет измеряться трехзначными числами.

2015 год, особенно его первая половина, был временем завершения интервью, начатых в 2014 году и ранее. Поэтому  количество интервью в моей коллекции росло стремительно: в середине апреля их стало 110, в третьей декаде июня – 120, в начале августа – 130.  И конец года я встречал с 135 интервью; последнее из них было завершено в середине октября.

Сейчас – конец  первой декады 2016, почему же более, чем за полгода мой архив прирос лишь на пять интервью? Все очень просто: во-первых, во второй половине 2015 года я прекратил начинать новые интервью и, во-вторых, были сложности с завершением давно начатых бесед. В частности, это относится и к интервью с Андреем Милехиным. 

Согласно разрабатываемой мною типологии поколений советских / российских социологов, Милехин, относится к когорте V, которую образуют родившиеся  в интервале 1959-1970 гг. Когда я начинал свой проект, младшим представителям этой профессионально-возрастной страты было немногим за 30, старшие – разменяли свой пятый десяток. Принимая во внимание природу, направленность моего проекта, я, естественно, в первые годы работы стремился к беседам с коллегами старших возрастов, прежде всего – из первых трех поколений. И лишь в начале 2013 года открыл счет интервью с социологами V поколения; интервью с Милехиным – 21-е с представителями этой общности.

С уверенностью можно сказать, что это поколение уже сложилось и занимает видное место в изучении проблем современного российского общества и в подготовке социологов новых генераций. Так, среди опрошенных мною представителей V поколения 15 обладателей степени доктора наук, 6 – кандидаты и один человек, решивший в принципе (пока) на завершать свое кандидатское исследование. Несколько человек – имеют степень Ph.D., полученную в европейских университетах. Многие являются профессорами, в том числе – с опытом преподавания за рубежом. Теоретическое рассмотрение процесса развития социологии в СССР и в новой России, а также изучение биографий социологов 7 поколений несколько лет назад привело формулированию ряда положений, которые вместе образуют основу поколенческого-функционального подхода к истории отечественной социологии. Его суть заключается в признании того, что каждое поколение призвано решать присущую ему доминантную функцию.

В этой общей схеме за V поколением закреплена функция «обогащения парадигматики и методологии» социологических исследований, сложившихся еще в советское время. При всей уникальности биографии и научного пути Андрея Милехина, можно утверждать, что проводимые им и под его руководством исследования рынка и поведения потребителей, общественного мнения, система используемых в возглавляемом им холдинге РОМИР исследовательских технологий безусловно являются инновационными и обогащают опыт советской социологии. Более того, многое из его разработок востребовано на западе, что в частности выражается в избрании Милехина в мае 2015 года вице-президентом глобальной ассоциации исследователей общественного мнения и рынка «Gallup International».



   Текст интервью

к списку