Образование и жизненные траектории молодежи: 1998 - 2008 годы

Образование и жизненные траектории молодежи: 1998 - 2008 годы



Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А.
Образование и жизненные траектории молодежи: 1998 - 2008 годы. – М.: Институт социологии РАН, 2011. - 277 с.
ISBN 978-5-89697-191-7

Размещена на сайте: 20.03.11

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998 - 2008 годы. – М.: Институт социологии РАН, 2011. - 277 с.

Аннотация

Рецензенты:
Кандидат психологических наук В.С. Магун
Кандидат философских наук Ф.Э. Шереги

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в современной России», проект № 07-03-00097а.

Коллективная монография основана на материалах лонгитюдного исследования образовательных и профессиональных траекторий молодежи на протяжении 10 лет. Исследование выполнялось в Отделе социологии образования Института социологии Российской академии наук с 1998 по 2008 годы. Обследовались выпускники средних школ, профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений Новосибирской области. Их жизненные пути изучались как количественными, так и качественными социологическими методами. В монографии представлены результаты анализа собранной информации.
Исследование показало специфику формирования занятости возрастных групп молодежи под воздействием общих факторов экономического развития и темпов развития разных ступеней общего и профессионального образования. Социальные факторы, определявшие условия социализации молодежи (культурный и экономический капитал родительской семьи, ее социально-профессиональный статус, уровень урбанизации места жительства и др.), детерминировали формирование образовательных и профессиональных ориентаций, а также первый реальный выбор мест учебы и работы. В дальнейшем, как показало исследование, возрастало влияние собственных образовательных ресурсов на формирование жизненных траекторий.
В основу интерпретации положена типологизация профессиональных и образовательных траекторий на основе различий стартовых образовательных ресурсов. Выявление специфики социально-профессиональной интеграции молодежи с различными стартовыми образовательными ресурсами позволило установить ряд взаимозависимостей между объемом и качеством накопленных образовательных ресурсов и достигнутыми социально-профессиональными статусами. Общая тенденция проявляется таким образом, что группы молодежи, обладающие большим объемом культурного капитала на «старте» и (что взаимосвязано) успешнее преумножающие его на следующих ступенях образования (в виде более высокого уровня и качества), получают преимущества в социальном и профессионально-квалификационном позиционировании.
Аккумулирование человеческого капитала детерминируют не только объективные, но и субъективные характеристики молодежи; при этом они существенно и неуклонно сказываются на субъективном самоощущении и на самооценках. Оценки степени удовлетворенности жизнью, достигнутых успехов, уверенности в правильности жизненного выбора растут по мере повышения уровня формального образования и расширения дополнительного обучения.
________________________________________
The collective monograph is based on the findings of longitudinal research of youth’s educational and occupational trajectories during 10 years. The research was carried out since 1998 up to 2008 by the Department of Sociology of Education, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. The leavers of high schools, vocational education schools and secondary specialized educational institutions were surveyed. Their life paths were explored by both quantitative and qualitative sociological methods. The outcomes of the analysis of the collected information are presented in the book.
The study has revealed specific features of shaping the employment of young age groups under the influence of general factors of economical development and pace of development of various stages of general and vocational education. The social factors that affected the conditions of youth socialization (cultural and economic capital of parental family, its social and occupational status, the urbanization level of resi

См. также: Жизненные траектории молодежи: 10 лет спустя. Социологическое исследование – М.: Институт социологии РАН, 2010. - 277 с. 1 CD ROM.

Ключевые слова:

молодежь образование занятость молодежи человеческий капитал профессиональные траектории социальное самочувствие

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: