«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Зворыкин Анатолий Алексеевич
(I поколение)


Зворыкин А. А. (1901-1988) – доктор экономических наук, профессор, советский экономист, социолог, историк науки. Зворыкину принадлежит значительная роль в создании социологии науки как самостоятельного направления социологии.



Памяти Каринэ Акоповны Щадиловой (1944-2018)

 

Благодарю за помощь в работе:

Г.Е. Зборовского, Л.А. Козлову, Т.З. Козлову

 

В своих историко-социологических публикациях я не раз отмечал влияние на мою методологию работ известного советского историка и философа физики Бориса Григорьевича Кузнецова (1903-1984). Им написано множество трудов по эволюции физических идей и большое число биографий выдающихся ученых, в них может быть прослежена методология его работы, но он нигде не раскрывал ее, не описывал. И в этом смысле я могу говорить не об использовании его подходов, но о стремлении понять их и действовать в пространстве его исследовательских координат. Например, в одной из его последних книг – «Идеалы современной науки» – говорится о спрессованности в настоящем прошлого и будущего, и я помню, как очень давно размышлял о возможных логических, познавательных следствиях этого утверждения. Не это ли стремление понять природу настоящего привело меня несколько лет назад к понятию «толстого настоящего», лежащего в обосновании моей интерпретации «современности»? И мне представляется, что во многом именно к Кузнецову восходит мое понимание и моя уверенность в том, что главное в науке – исследователь, и потому я достаточно быстро обозначил создаваемую мною картину истории современной советской/российской социологии «человекоцентричной».

Исследования социолога труда, управления и науки Анатолия Алексеевича Зворыкина (1901-1988) известны мне с начала 1970-х, но я не был знаком с ним лично и никогда не писал о нем. На протяжении ряда лет мое знакомство с его биографией ограничивалось лишь содержанием заметки К. Щадиловой и Т. Козловой в СОЦИСе (2001 г.) [1], написанной к столетию ученого.  

Из очень давнего разговора с Б.Г. Кузнецовым я помню, что он был знаком со Зворыкиным, в 30-е годы они оппонировали друг другу при защите диссертаций, но особого внимания я на эти слова не обратил. Наверное, этот разговор состоялся на рубеже 60-х-70-х годов, когда я начал работать в социологии и приезжал в Институт социологии РАН. Это было задолго до возникновения моего интереса к истории советской социологии и к биографиям советских социологов.

Этот давний случай объясняет структуру данного материала. Прежде всего приводится полный текст указанной выше статьи К. Щадиловой и Т. Козловой – наиболее обстоятельного описания жизни и творчества А.А. Зворыкина. Затем дается краткий сопоставительный анализ биографий А.А. Зворыкина и Б.Г. Кузнецова, что отвечает логике историко-биографического анализа, но редко встречается в биографической литературе.

Этот параллелизм возник очень давно, во второй половине 1930-х годов, и, естественно, представляется интересным, пусть краткое, пунктирное рассмотрение развития научных интересов Зворыкина и Кузнецова. Содержание вывода таково: А.А. Зворыкин принадлежит к группе социологов первого поколения. Б.Г. Кузнецов не рассматривал себя социологом, более того, то, что им делалось, при его жизни не могло быть отнесено к советской социологии. Если кратко – не тот «формат». Но в постперестроечные годы отечественная социология обросла новыми аналитическими направлениями, обогатилась новыми методологическими концепциями и расширила арсенал используемых теоретических и эмпирических методов. И это дает возможность видеть в Кузнецове не только историка науки, но и социолога науки.

Литература

1.   Щадилова К.А., Козлова Т.З. Рядом с ним люди становились лучше (к столетию со дня рождения А.А. Зворыкина) // Социологические исследования. – 2001. – № 12. – С. 81-83. http://ecsocman.hse.ru/data/539/697/1217/014Shchadilova.pdf.



   Текст статьи

к списку