«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Анастасией Дмитриевной Барановой

(VII поколение)


Баранова А. Д. – окончила с отличием два вуза: факультет «Социологии, экономики и права» Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина (2009 г.) и экономический факультет РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (2011 г.). Работала как специалист в области маркетинга в крупных московских международных фирмах нефтяной промышленности, в настоящее время – в компании «Биоконтроль», она – руководитель проекта по созданию колл-центра.



История этого интервью началась для меня в 1963 году, задолго до рождения моей собеседницы – Насти (Анастасии Дмитриевны) Барановой, но именно в том небольшом и спокойном вологодском городе – Грязовце, - где она родилась, блестяще окончила школу и где и сейчас живут ее родители. В начале 60-х я – студент математико-механического факультета ЛГУ, участвовал в создании университетской школы-интерната для школьников, демонстрировавших способности к математике и физике. Я летал в Сыктывкар, ездил в Псков, Новгород и Вологду. Но моя первая поездка в Вологду была связана не только с отбором способных ребят, она имел и личную цель. В марте 1962 года моя сестра вышла замуж за выпускника ленинградского художественного училища Аскольда Кузьминского, для которого Грязовец был родным городом, и мне было интересно побывать в этом месте и познакомиться с его родителями. Поэтому, проведя отборочные экзамены в Вологде, я на автобусе поехал в Грязовец. Выступал перед школьниками, рассказывал о Ленинграде и университете, и о нашей школе-интернате. Зима была холодная, но гостеприимные хозяева не давали мне замерзать. Был в гостях у директора школа – об этом я рассказал Насте в ходе интервью, и полюбил Грязовец. Бывал я там несколько раз и позже.

Со временем Аскольд Кузьминский стал сильным, самобытным графиком, сначала его работы экспонировались в краеведческом музее Грязовца, директором которого была Ольга Баранова – Настина мама, а в феврале-апреле 2019 года успешно прошла его посмертная персональная выставка в Эрмитаже. Мне было приятно узнать, что на открытие выставки приехало несколько человек из Вологды, была в этой делегации и Ольга Баранова. Я заочно познакомился с ней в fb, и время от времени мы обменивались весточками в мессенджере.

В конце этого мая, открыв свою fb-страницу, читаю предложение о дружбе  от Анастасии Барановой. Фамилия знакомая, смотрю, кто же это? Родом из г. Грязовца Вологодской области (уже тепло), изучала социологию в Московском педагогическом университете и одновременно – экономику и менеджмент в Московском университете нефти и газа им. Губкина; по фотографии понимаю – из VII поколения моих респондентов. Сразу, еще ничего не зная об учебе Насти и ее работе, понимаю, что скорее всего она дочь Ольги Барановой и предлагаю рассказать о себе. Мое предположение оказалось верным, через два дня начался наш разговор, и вот – он завершился. 

Не ошибся, интересное начало жизни, непростое вхождение в профессию. Седьмое поколение российских социологов – самое младшее из формирующихся, оно образовано теми, кто родился в интервале 1983-1994 гг. Анализ этого поколения интересен в двух отношениях, во-первых, это поколение – первое постперестроечное и реально вступило в жизнь после развала СССР. Во-вторых, изучение этой когорты – шаг в сторону рассмотрения будущего нашего профессионального сообщества, а не только прошлого-настоящего. Интервью с Настей – семнадцатое в младшей группе социологов, так что приблизить

ся к решению указанных задач вполне возможно.

Сразу бросается в глаза различие движения в социологию представителей первых трех поколений и поколения VII. Среди старших нет ни одного, кто имел бы социологическое образование (по В.А.Ядову, все – «самоучки»), никто в принципе не мог бы одновременно учиться в двух университетах. Кому в годы обучения могла быть предоставлена возможность  изучить на месте работу американских коллег? А ведь среди моих собеседников из этой профессионально-возрастной страты есть и такие, кто после завершения образования в России учился на Западе и получил европейскую или американскую научную степень. Новая реальность, новые люди, новое вхождение в науку.

Легко понять, что самым старшим в поколении VII в этом году исполнится 37 лет, младшим – 26. В 2058 году, т.е. через 38 лет, когда современной российской социологии исполнится 100 лет, старшим будет не более 75 лет, а младшие лишь войдут в свои «семидесятые». Именно на этой когорте в первую очередь лежит ответственность за соединение поколений, идущих после них, – восьмое, девятое, десятое, даже одиннадцатое – с теми, кто начинал нашу социологию.

Недавно я закончил интервью с социологом VII генерации Григорием Юдиным и затем написал небольшую заметку: «Траектории живой связи между поколениями российских социологов: В. Ядов - Г. Батыгин - Д. Рогозин - Г. Юдин http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=313, в которой делается попытка проследить «живую связь» между социологами I, IV, VI и VII поколений. Это –пример, в накопленном мною массиве более 200 биографий советских/российских социологов всех поколение легко просматриваются десятки траекторий живой, непосредственной связи между представителями разных поколений. Такие цепочки «учитель – ученик» задают живую, «человеческую» история развития науки, которая уходит в будущее. 

Настя Баранова быстро осознала, что с ее социологическим и экономическим образованием ей надо специализироваться в определенном поле исследований рынка. К тому же обучение в нефтегазовом университете определило и предпочтительную область анализа – нефтепродукты. Понимала она и ту проблему, с которой не сталкиваются студенты, живущие в крупных городах и обучающиеся в своих родных городах, профессиональную работу в Грязовце ей невозможно будет найти. Значит, надо быть готовой к участию в борьбе на тесном московском рынке труда. Она стремилась к этому и оказалась готовой. С разницей в два года она закончила с отличием московский педагогический университет по специальности «социология» и известный Губкинский университет по «экономике» и «менеджменту».

И началась ее работа по специальности в крупных международных компаниях, работающих в нефтяной индустрии. Но в последние полтора-два года рынок нефти заметно сократился и ослаб, Насте пришлось искать новую сферу приложения своих знаний. Вспомнила о своей любви к животным и отправила резюме маркетолога в лучшую ветеринарную клинику в Москве. Получила отказ, но не отступила, на отказ ответила и директор по развитию пригласил ее на интервью. Первое, что она увидела, придя на собеседование, был огромный лохматый бобтейл. Она не смутилась, протянула к нему свои руки, зная, что пес всего лишь хочет поздороваться, он несколько раз деловито гавкнул на нее и удалился под стол к ногам своего хозяина. Это был Эйнштейн, он одобрил поведение Насти, и она получила оффер.

Ее работа связана с созданием современного колл-центра.



   Текст интервью

к списку