Это третье издание учебника, включающее в себя полный комплекс учебно-методических материалов по социологии труда. Курс раскрывает принципиально новое прочтение теории и практики использования социальных резервов труда. Изложение материалов построено на объективной логике всестороннего раскрытия социального потенциала работника, когда по мере развития производства обращалось внимание на определенные аспекты человеческих возможностей и как это воплощалось в сфере труда. Социальные проблемы труда анализируются в единстве генезиса идей, их изменения и применения.
Учебник позволяет наиболее эффективно организовать изучение курса, поскольку теоретический материал дополнен практикумом, определяющим органическое сочетание широкого спектра лекционных тем с разнообразными формами практических занятий, апробированных в различных вузах.
Учебник рассчитан на широкий круг читателей. Он необходим студентам, аспирантам и преподавателям, а также полезен руководителям и специалистам предприятий, и организаций и учреждений различных уровней.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Глава 1. Возникновение и становление социологии труда . . . . . . 16
1.1. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества . . . 17
1.2. Предтечи социологи труда . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Классические и современные теории социологии труда . 27
1.4. Из истории отечественной социологии труда . . . . . . 32
Глава 2. Предмет и структура социологии труда . . . . . . . . . . . . 40
2.1. Предмет социологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.2. Человек (работник) как субъект трудового процесса . . . 44
2.3. Основные понятия социологии труда . . . . . . . . . . 46
2.4. Этапы развития социологии труда . . . . . . . . . . . . 53
Р А З Д Е Л II СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ
Глава 3. Экономический человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
3.1. В чем суть концепции экономического человека? . . . 59
3.2. Первый этап: эпоха Тейлора и Форда . . . . . . . . . . 61
3.3. Второй этап: дифференциация оплаты труда и стратификация доходов . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.4. Третий этап: экономика дорогого человека . . . . . . . 75
Глава 4. Технологический (организационный) человек . . . . . . . . 79
4.1. Объективные потребности возникновения НОТ . . . . 80
4.2. На пути к организационной культуре . . . . . . . . . . 83
4.3. Социально-технологические проблемы рабочего места . . 89
4.4. Технологизация производственных процессов и рационализация работы трудовых организаций . . . 95
4.5. Новейшие концепции организации труда . . . . . . . . 99
Глава 5. Профессиональный человек . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
5.1. Этапы овладения профессиональным мастерством . 107
5.2. Профориентация и профотбор . . . . . . . . . . . . . 113
5.3. Виды обучающей деятельности . . . . . . . . . . . . . 119
5.4. Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей . . . . . . . . 122
5.5. Профессия как объект социологического анализа . . 1256
Глава 6. Социально-биологический человек . . . . . . . . . . . . . 132
6.1. Условия труда: поиск и реализация идей . . . . . . . 133
6.2. Первый этап: оздоровление производственной среды . . 137
6.3. Второй этап: санитарно-гигиенические условия . . . 142
6.4. Третий этап: долговременные факторы . . . . . . . . 145
6.5. От улучшения условий труда – к эргономике . . . . . 151
Р А З Д Е Л III СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗЕРВЫ
Глава 7. Социально-психологический человек . . . . . . . . . . . . 156
7.1. Социально-психологические отношения на производстве: от эксперимента до теории . . . . . 157
7.2. Межличностные отношения в первичной производственной организации . . . . . . . . . . . . 163
7.3. Непосредственный руководитель и подчиненный: социально-психологические резервы . . . . . . . . . 168
7.4. Звено «работник – администрация» в структуре взаимоотношений на производстве . . . . . . . . . . 172
Глава 8. Конфликтующий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
8.1. Условия и причины возникновения конфликтов . . . 182
8.2. Сущность и содержание трудовых конфликтов. . . . 190
8.3. Типы и формы трудовых конфликтов . . . . . . . . . 195
8.4. Управление конфликтом . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Глава 9. Социально-бытовой человек . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
9.1. Предыстория решения социально-бытовых проблем на производстве . . . . . . . . . . . . . . . . 205
9.2. Социальная инфраструктура как условие рациональной жизнедеятельности работников . . . . 210
9.3. Специфические формы социальной инфраструктуры . 215
Р А З Д Е Л IV ТВОРЧЕСКИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ РЕЗЕРВЫ
Глава 10. Творческий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
10.1. Творчество и его особенности в производственных организациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
10.2. Этапы, типы, формы и фазы творческого труда на производстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
10.3. Методы организации технического творчества . . . 234
10.4. Настоящее и будущее научно-технического творчества работников производства . . . . . . . . . 2397
Глава 11. Управляющий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
11.1. Предтечи идеи и практики участия в управлении . . 241
11.2. Соучастие в управлении (патисипативное управление) . . . . . . . . . . . . . . 245
11.3. Социальное партнерство – феномен современных трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Глава 12. Социально-политический человек . . . . . . . . . . . . . . . .259
12.1. Политическое сознание работников производства: причины, условия, факторы . . . . . . . . . . . . . . 269
12.2. Формы и методы социально-политического противостояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
12.3. Институализация социально-политической активности на производстве . . . . . . . . . . . . . . 267
РАЗДЕЛ V СИСТЕМНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ
Глава 13. Индивидуализация труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
13.1. Эффект «частичного» человека и пути его преодоления . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
13.2. Трудовой и личностный потенциал работника . . . . 280
13.3. Новые виды индивидуализации труда . . . . . . . . . 283
Глава 14. Техническая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
14.1. Феномен технической культуры . . . . . . . . . . . . 285
14.2. Структура технической культуры . . . . . . . . . . . 288
14.3. Человек и техника: противоречия взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Глава 15. Качество рабочей силы в условиях авангардных (высоких) технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
15.1. Что такое авангардные технологии? . . . . . . . . . . 297
15.2. Особенности и специфика социальных проблем труда в условиях авангардных технологий . . . . . . 300
15.3. Сдвиги в сознании и поведении работников . . . . . 302
Глава 16. Корпоративная культура как философия общей судьбы . 304
16.1. Сущность корпоративной культуры . . . . . . . . . . 305
16.2. Формирование позитивного имиджа организации . . 310
16.3. Формирование корпоративных ценностей . . . . . . 311
16.4. Консолидирующая роль корпоративной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3138
Введение
ПРАКТИКУМ
Методические рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Глава I. Научные основы социальных резервов . . . . . . . . 320
Глава II. Экономический человек . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Глава III. Технологический человек . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Глава IV. Профессиональный человек . . . . . . . . . . . . . . . 338
Глава V. Социально-биологический человек . . . . . . . . . . 341
Глава VI. Социально-психологический человек . . . . . . . . . 344
Глава VII. Конфликтующий человек . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Глава VIII. Социально-бытовой человек . . . . . . . . . . . . . . 358
Глава IX. Творческий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Глава X. Управляющий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Глава XI. Социально-политический человек . . . . . . . . . . . 376
Глава XII. Мотивация как основа трудовой деятельности . . . . 379
Глава XIII. Будущее социальных резервов труда . . . . . . . . . 385
Итоговый тест . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ . . . . . . . . 393
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . 448