В настоящей книге рассмотрен состав и базовые понятия методологии контент-анализа - формализованного метода анализа содержания текста, используемого в социологии и ряде других наук, а также в компьютерных технологиях. Рассмотрены принципы построения метода, производство и содержание текста, аналитические средства представления содержания и его анализа, процедуры анализа и логика вывода. Выявлены существование проблемы и перспективы развития метода. Обобщены методологические разработки по контент-анализу с 20-х гг. ХХ века. Книга может рассматриваться как продолжение опубликованных ранее работ автора: Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования (М.: URSS) и Исторические корни контент-анализа: Два базовых текста по методологии контент-анализа (М.: URSS). Книга рассчитана на специалистов по анализу различных видов текста; может быть использована для ознакомления с основами контент-анализа студентами и аспирантами гуманитарных вузов.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………………...13
Часть I Принципы методологии контент-анализа …………………………………………………………………………….………23
1. Исходные понятия ……………………………………………...…………………….………25
1.1. Принцип(ы) ………………………………………………………………………………….25
1.2. Методология ………………………………………………………………………………26
1.3. Метод ……………………………………………………………………………….…………28
1.4. Принципы построения метода …………………………………...………………29
2. Онтология текста ………………………………………..…………………………………………35
2.1. Исходные принципы ………………………….……………………………………….35
2.2. Понятие текста …………………………………………………………………….…….38
2.3. Производство (порождение текста) ……………………………………….….42
2.4. Содержание текста …………………………………………………………………….54
3. Аналитика текста …………………………………………………………………………….…….60
4. Феноменология текста ….………………………………………………………………………65
4.1. Исходные понятия ………………………….…….…………………………………….65
4.2. Процедура исследования ………………………….…………….………………….66
4.3. Логика вывода ………………………….………………………………………..……….70
Приложение к части I. Распределение (закон) Ципфа и закон ограниченности ………………………….………………..……73
Примеры …………………………………………………………….……………………………….……….74
Заключение ……………………………………………………….……………………………………….77
Список основополагающих книг для разработки методологии контент-анализа ……………………………………………………….…………………………80
Список цитируемой литературы ……………………………………………………….…….83
Часть II Из «Материалов поискового методологического исследования «Предметный анализ содержания текста» ………………………...…………… 87
1. Программа исследования «Экклесиаст» («Кохелет»): содержание текста и ментальность человека» (Программа 1) …………………………………………………89
1.1. Характер и цели исследования 90
1.2. Обоснование выбора текста для анализа ……………………………………………………..….………………………91
Формальные критерии ………………………………..……………………………………………….91
Время создания «Экклесиаста» ………………………………..………………………………….91
1.3. Задачи исследования …………………………………………………….………………………92
1.3.1. Методологические задачи …………………………………….…………….……………92
1.3.2. Методические задачи …………………………………………………………………….…92
1.3.3. Задачи изучения содержания текста «Экклесиаста» ………………...…93
1.3.4. Задачи изучения элементов ментальности человека ……………..…….93
1.4. Процедурный план исследования ………………………………………………………...94
1.4.1. Первый этап …………………………………………………………………………..…………94
1.4.2. Второй этап (проведение первогоцикла исследований) …………………………………………………………….…………..94
1.5. Заключение …………………………………………………………………………………………...96
2. Программа исследования «Предметный Состав содержания текста книги “Экклесиаст” (“Кохелет”)» (Программа 2) …………………………...…...………………97
2.1. Цель исследования ……………………………………………………………………………97
2.2. Общая характеристика исследования ………………………………………………97
2.3. Текст книги «Экклесиаст» …………………………………………………………………98
2.4. Изучение «Экклесиаста» ……………………………………………………………………103
2.5. Об аналитической ситуации исследования …………………………………………………………………………………….105
2.6. Исходные понятия …………………………………………………………………………….106
2.6.1. Предмет ……………………………………………………………………………………107
2.6.2. Предмет, элемент содержания, единица содержания …………………………………………………………………110
2.6.3. Состав и структура содержания текста ………………………………………………..…………………………………….110
2.6.4. Структура содержания текста ……………………………………………….111
2.6.5. Референты и референтные ситуации …………………………………………………………………………………...116
2.6.6. Единицы разбиения содержания текста ………………………………………………….………………117
2.7. Изучаемый предметный составсодержания текста «Экклесиаста» ………………………………………………………………118
2.8. Методика исследования …………………………………………………………………..……118
2.8.1. Категории анализа ……………………………………………………………...……119
2.8.2. Единица анализа ……………………………………………………………….………119
2.8.3. Текстовый предмет …………………………………………………………….……120
2.8.4. Высказывание ……………………………………………………………………………122
2.8.5. Структура высказывания …………………………………………………………124
2.8.6. Тема высказывания ………………………………………………….………..………125
2.8.7. Предмет и тема высказывания …………………………………………..……126
2.8.8. «Видение» предмета высказывания …………………………………….……127
2.8.9. Предполагаемая схема исследования (последовательность операций) ………………………………………………128
2.8.10. Техника сбора данных ……………………………………………………………...129
2.9. Задачи исследования …………………………………………………………………………….129
2.9.1. Методические задачи ………………………………………………………………..129
2.9.2. Задачи анализа содержания текста «Экклесиаста» …………………………………………………………………………………..130
2.9.3. Задачи анализа ментальности человека ……………………………………………………………………………………………130
2.10. Процедурный план исследования ………………………………………………………130
2.11. Список литературы ………………………………..……………………………………………131
1. Источники ……………………………………………...………………………………………131
2. Цитируемая литература ………………………………………………………………132
3. Отчет о проведении пилотажного исследования …………………………………………………………………………………………133
3.1. Предварительные замечания …………………………………………..……………………133
3.2. Методика работы …………………………………………………………………………………140
3.3. Анализ стихов. Юнитизация. Кодирование (конкретные примеры)…………………...………………………………143
3.3.1. Идентификация содержания текста стиха …………………………….……………..……………………………………………143
3.3.2. Анализ стиха как исходного высказывания ………………………………..…………………………….…………….145
3.3.3. Выделение элементарных высказываний ………………………………..……………………………….…………146
3.3.4. Краткие итоги техники юнитизации на данном этапе работы ………………………………..……………………………………………….……155
3.4. Заключение 156
4. Инструкция по юнитизации и кодированию содержания текста 157
5. Фрагменты «Аналитического дневника» 162
5.1. Методолог и аналитик ………………………………..…………………………………………162
5.2. Личность исследователя ………………………………..……………………………………..163
5.3. Исследуемый текст и текст исследования ………………………………..…………………………………………….…………164
5.4. «Миры» в контент-анализе ………………………………..……………………….…………165
5.5. Рефлексии ………………………………..……………………………………………………………165
5.6. Границы формализации ………………………………..………………………………………167
5.7. Вопросы и ответы …………………………..………..……………………………………………167
5.8. «Расслоения» и «матрешки» ………………………..………..………………………………168
5.9. Коды и языки ………………………………..……………….………………………………………169
5.10. Численные и буквенные комплексы ………………..…………………………………170
5.11. Ключи к ментальности ………………………………..………………………………………170
5.12. Смысл – бессмыслица ………………………………..…………………...……………………173