Смыслы сельской жизни (Опыт социологического анализа) / Под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2016. — 368 с.
На базе всероссийских исследований в 2012–2016 гг., проведенных социологами РГГУ, использования и сопоставления со статистической информацией, с данными Института социологии РАН, ВЦИОМ, Левада-Центра и других, в том числе и региональных исследовательских организаций, осуществлена попытка раскрыть смыслы жизненного мира жителей современной российской деревни. Теоретико-методологической основой являлась концепция социология жизни, которая основным понятием считает жизненный мир людей, структурными компонентами которого выступают общественное (групповое) сознание, поведение (деятельность) и объективные условия (макро-, мезо- и микро мир). Такой подход позволяет раскрыть богатую палитру смыслов общественной (публичной) и личной (приватной) жизни. Жизнесмысловые сознание и поведение сельских жителей раскрывается через их деятельность в основных сферах общества – экономике, политике, культуре, быту. Подробно анализируются такие злободневные и актуальные проблемы как социальное положение сельской семьи, состояние и развитие сельской школы и сельского здравоохранения, а также особенности жизненных смыслов в среде молодежи и интеллигенции.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 14–18–02016
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
РАЗДЕЛ 1 ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВА
Глава 1. Смыслы жизненного мира сельских жителей (Тощенко Ж.Т.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Краткий исторический экскурс . . . . . . . . . . . . .11
Особенности жизненного мира сельских жителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Базовые смыслы жизненного мира современных сельских жителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Особенности реализации смыслов сельской жизни . .25
Глава 2. Социально-экономическая трансформация смысла жизненного мира российских крестьян (Анисимов Р.И.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Экономические последствия преобразований сельского хозяйства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Состояние и динамика рабочей силы на селе . . . . .38
Раскрестьянивание – основная тенденция изменения смысла жизненного мира сельских жителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Социальные проблемы аграрной реформы 90-х гг. ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Перспективы социально-экономического развития села . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Глава 3. Материальное благополучие как смысл сельской жизни (Евдокимова Т.Г.) . . . . . . . . . . .59
Оплата труда: состояние и проблемы . . . . . . . . . .60
Личное подсобное хозяйство: есть ли перспективы . .65
Социальные трансферты и сбережения: роль в снижении различий . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
Социальная инфраструктура в жизнеустройстве на селе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Препятствия на пути к благополучию . . . . . . . . .77
Глава 4. Качество и смыслы политических практик жителей российского села (Воробьева И.В.) . . . . . .85
Мировоззренческие ориентации жителей села . . . .86
Отношение к политическому строю . . . . . . . . . . .88
Патриотические установки жителей села . . . . . . .92
Участие сельских жителей в общественно-политической жизни . . . . . . . . . .94
Политическая информированность сельского населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Перспективы и траектории развития политических практик сельчан . . . . . . . . . . . . 102
Глава 5. Смыслы духовной жизни сельских жителей (Великий П.П.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Реальности сельской культуры . . . . . . . . . . . . 107
Перспективы обновления смыслов культуры сельских жителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Глава 6. Социальный смысл межличностных отношений и взаимопомощи на селе (Кученкова А.В.) . . . . . . 121
Функции и социальные смыслы межличностных отношений: общая характеристика . . . . . . . . . . 124
Межличностные контакты и взаимопомощь односельчан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Взаимоотношения и взаимная поддержка в трудовых коллективах . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Социальные аспекты взаимоотношений в кругу близких . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
РАЗДЕЛ 2 ИСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА НА СЕЛЕ
Глава 1. Социально-демографические аспекты жизнедеятельности современного сельского населения (Иванова Е.И.) . . . . . . . . . 143
Социальные условия воспроизводства поколений на селе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Демографическая структура сельского населения . . . 146
Брачное и репродуктивное поведение . . . . . . . . . 150
Модернизация поведения современных сельских поколений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Взаимоотношения поколений в сельских семьях: социологические опросы 2000–2015 гг. . . . . . . . 155
Глава 2. Сельская семья как ценность и смысл (Шевченко И.О.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Социально-демографические тенденции развития сельской семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Изменилась ли экономическая (хозяйственная) функция семьи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Особенности социально-культурной жизни . . . . . 178
Специфика межличностных отношений . . . . . . . 181
Перспективы (будущее) сельских семей . . . . . . . 183
Глава 3. Сельское здравоохранение: состояние, тенденции, проблемы (Белова Н.И.) . . . . . . . . . 189
Характеристика инфраструктуры здравоохранения на селе . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Кадровое обеспечение сельского здравоохранения . . 194
Здоровье сельчан как ценность . . . . . . . . . . . . 196
Глава 4. Сельская школа: есть ли перспективы? (Буланова М.Б.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
К истории образования в российском селе . . . . . . 205
Советский опыт ликвидации неграмотности на селе . . 209
Облик современной сельской школы . . . . . . . . . 213
Реформа образования и ее особенности на селе . . . 216
Оценка происходящих изменений: мнение населения, мнение учителей . . . . . . . . . 220
Глава 5. Жизнеобразующие смыслы сельской молодежи (Колосова Е.А.) . . . . . . . . . . . . . . . 231
Основные смысложизненные ориентации . . . . . . 231
Смысл жизни – остаться жить на селе . . . . . . . . 233
Смысл жизни – переехать из села в город . . . . . . 236
Компромиссные жизненные смыслы . . . . . . . . . 240
Эпизодические смыслы . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Глава 6. Сельская интеллигенция: состояние и проблемы (Галкина М.М.) . . . . . . . . . . . . . . 251
Трудовая занятость сельской интеллигенции . . . . 253
Материальное положение и благополучие сельской интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Мировоззрение и политическое поведение сельской интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Роль сельской интеллигенции в жизни села. Взаимоотношения с ближним окружением и односельчанами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
РАЗДЕЛ 3 ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Глава 1. О деревенской самобытности. Забытое, но очень важное исследование 1920-х годов (о монографии А.М. Большакова «Деревня (1917– 1927). М., 1928. (Цветкова Г.А.) . . . . . . . . . . . 274
О методологии и методике Большакова . . . . . . . 275
Исторические корни и экономические преобразования крестьянской жизни . . . . . . . . . 279
Управление и политика в жизни крестьян . . . . . . 284
Быт и условия жизни крестьян . . . . . . . . . . . . 287
Некоторые штрихи народной культуры . . . . . . . 289
Глава 2. Образ и смыслы жизни жителей села Копанка в 1930–1960-е годы (опыт сравнительного историко-социологического анализа) (Евдокимова Т.Г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Общая характеристика сельской жизни . . . . . . . 292
Смысловые установки крестьян старой и новой Копанки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Положение семей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Эволюция культурной жизни . . . . . . . . . . . . . 303
Приложение Анкета «Сельская жизнь – 2015» . . . . . . . . . . . 308
Анкета «Жизненный мир – 2014» . . . . . . . . . . . 320