Тощенко, Ж. Т. Социология труда : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06737-8.
В учебнике предлагается принципиально новый подход в поиске наиболее рационального решения актуальных проблем труда и производства. Авторы анализируют их в единстве генезиса идей, их изменения, использования и применения. Особое место отводится изучению поведения человека в условиях новых технологий. Теоретическая часть сопровождается практикумом, содержащим тесты для самопроверки, контрольные вопросы, итоговый тест.
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Р А З Д Е Л I Теоретико-методологические основы социологии труда
Глава 1. Возникновение и становление социологии труда . . . . . . . 16
1.1. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества. . . 17
1.2. Предтечи социологи труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Классические и современные теории социологии труда. . 27
1.4. И з истории отечественной социологии труда. . . . . . 32
Глава 2. Предмет и структура социологии труда . . . . . . . . . . . . 40
2.1. Предмет социологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.2. Человек (работник) как субъект трудового процесса. . . 44
2.3. Основные понятия социологии труда . . . . . . . . . . . 46
2.4. Этапы развития социологии труда. . . . . . . . . . . . 53
Р А З Д Е Л II Социально-экономические резервы
Глава 3. Экономический человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
3.1. В чем суть концепции экономического человека?. . . . 59
3.2. Первый этап: эпоха Тейлора и Форда . . . . . . . . . . . 61
3.3. В торой этап: дифференциация оплаты труда и стратификация доходов. . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.4. Третий этап: экономика дорогого человека. . . . . . . 75
Глава 4. Технологический (организационный) человек . . . . . . . . 79
4.1. О бъективные потребности возникновения НОТ. . . . . 80
4.2. Н а пути к организационной культуре . . . . . . . . . . 83
4.3. Социально-технологические проблемы рабочего места. . . 89
4.4. Технологизация производственных процессов и рационализация работы трудовых организаций. . . 95
4.5. Новейшие концепции организации труда. . . . . . . . 99
Глава 5. Профессиональный человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
5.1. Этапы овладения профессиональным мастерством . . 107
5.2. Профориентация и профотбор . . . . . . . . . . . . . . 113
5.3. В иды обучающей деятельности. . . . . . . . . . . . . . 119
5.4. Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей. . . . . . . . . 122
5.5. Профессия как объект социологического анализа. . . 125
Глава 6. Социально-биологический человек . . . . . . . . . . . . . . 132
6.1. Условия труда: поиск и реализация идей. . . . . . . . 133
6.2. Первый этап: оздоровление производственной среды. . . 137
6.3. В торой этап: санитарно-гигиенические условия. . . . 142
6.4. Третий этап: долговременные факторы. . . . . . . . . 145
6.5. О т улучшения условий труда – к эргономике. . . . . . 151
Р А З Д Е Л III Социально-личностные резервы
Глава 7. Социально-психологический человек . . . . . . . . . . . . . 156
7.1. Социально-психологические отношения на производстве: от эксперимента до теории. . . . . . 157
7.2. Межличностные отношения в первичной производственной организации . . . . . . . . . . . . . 163
7.3. Непосредственный руководитель и подчиненный: социально-психологические резервы . . . . . . . . . . 168
7.4. З вено ≪работник – администрация≫ в структуре взаимоотношений на производстве . . . . . . . . . . . 172
Глава 8. Конфликтующий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
8.1. Условия и причины возникновения конфликтов. . . . 182
8.2. С ущность и содержание трудовых конфликтов. . . . 190
8.3. Типы и формы трудовых конфликтов . . . . . . . . . . 195
8.4. У правление конфликтом . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Глава 9. Социально-бытовой человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
9.1. Предыстория решения социально-бытовых проблем на производстве . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
9.2. Социальная инфраструктура как условие рациональной жизнедеятельности работников. . . . . 210
9.3. Специфические формы социальной инфраструктуры . . . 215
Р А З Д Е Л IV Творческие и гражданские резервы
Глава 10. Творческий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
10.1. Т ворчество и его особенности в производственных организациях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
10.2. Этапы, типы, формы и фазы творческого труда на производстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
10.3. Методы организации технического творчества . . . . 234
10.4. Настоящее и будущее научно-технического творчества работников производства . . . . . . . . . . 239
Глава 11. Управляющий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
11.1. Предтечи идеи и практики участия в управлении . . . 241
11.2. Соучастие в управлении (патисипативное управление). . . . . . . . . . . . . . . 245
11.3. Социальное партнерство – феномен современных трудовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Глава 12. Социально-политический человек . . . . . . . . . . . . . . . . 259
12.1. Политическое сознание работников производства: причины, условия, факторы . . . . . . . . . . . . . . . 269
12.2. Формы и методы социально-политического противостояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
12.3. Институализация социально-политической активности на производстве . . . . . . . . . . . . . . . 267
Р А З Д Е Л V Системные социальные резервы
Глава 13. Индивидуализация труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
13.1. Эффект ≪частичного≫ человека и пути его преодоления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
13.2. Трудовой и личностный потенциал работника. . . . . 280
13.3. Новые виды индивидуализации труда. . . . . . . . . . 283
Глава 14. Техническая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
14.1. Феномен технической культуры. . . . . . . . . . . . . 285
14.2. Структура технической культуры. . . . . . . . . . . . 288
14.3. Человек и техника: противоречия взаимодействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Глава 15. Качество рабочей силы в условиях авангардных (высоких) технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
15.1. Что такое авангардные технологии?. . . . . . . . . . . 297
15.2. Особенности и специфика социальных проблем труда в условиях авангардных технологий. . . . . . . 300
15.3. Сдвиги в сознании и поведении работников . . . . . . 302
Глава 16. Корпоративная культура как философия общей судьбы . . 304
16.1. Сущность корпоративной культуры . . . . . . . . . . . 305
16.2. Формирование позитивного имиджа организации . . . 310
16.3. Формирование корпоративных ценностей . . . . . . . 311
16.4. Консолидирующая роль корпоративной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Введение ПРАКТИКУМ Методические рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Глава I. Научные основы социальных резервов . . . . . . . . . 320
Глава II. Экономический человек. . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
Глава III. Технологический человек. . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Глава IV. Профессиональный человек. . . . . . . . . . . . . . . . 338
Глава V. Социально-биологический человек . . . . . . . . . . . 341
Глава VI. Социально-психологический человек . . . . . . . . . . 344
Глава VII. Конфликтующий человек. . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Глава VIII. Социально-бытовой человек . . . . . . . . . . . . . . . 358
Глава IX. Творческий человек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
Глава X. Управляющий человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369
Глава XI. Социально-политический человек. . . . . . . . . . . . 376
Глава XII. Мотивация как основа трудовой деятельности. . . . . 379
Глава XIII. Будущее социальных резервов труда . . . . . . . . . . 385
Итоговый тест. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390
Контрольные вопросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Примерная тематика письменных работ (докладов, рефератов, курсовых, квалификационных работ) . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460