Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы

Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы



Козлова Л.А.
Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. 2017. ВЫПУСК 3 (33). Материалы ХХXIII сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля Научная политика: метрики, акторы и практики / Под ред. А.Н. Ащеуловой. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2017. С. 22-40.
ISSN 2414-9241
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=33588

Размещена на сайте: 10.05.18

Текст статьи/ежегодника на сайте Санкт-Петербургского Филиала ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН URL: http://ihst.nw.ru/images/Theses_of_conferences/Problem_2017.pdf (дата обращения 10.05.2018)



Ссылка при цитировании:

Козлова Л.А. Октябрьская революция как переломный этап в истории социальных наук: государственное регулирование в 1920–1930-е годы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: Международный ежегодник. 2017. ВЫПУСК 3 (33). Материалы ХХXIII сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля Научная политика: метрики, акторы и практики / Под ред. А.Н. Ащеуловой. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2017. С. 22-40.

Аннотация

В статье рассматривается характер и последствия государственного регулирования социальных наук в России, осуществленного в послере- волюционную эпоху (1920–1930-е гг.) в результате революции 1917 г. и установления советской власти. Внешнее влияние советской власти рассматривается как фактор, определивший перелом в их дальнейшем развитии, нарушивший ход естественного развития этих наук. Условно выделены два качественно различающихся периода государственного регулирования: до середины 1920-х гг. («формальный») – советизация и большевизация управления наукой, ее организации; после середины 1920-х гг. («содержательный») – изменение содержания и методологии знания (смена парадигмы), идеологизация науки на основе советского марксизма. Первый период подготовил условия для второго. Показано, какие меры принимались в каждый период и каковы были их послед- ствия. В итоге социальные науки были содержательно и организационно переориентированы в соответствии с задачами советской государственной системы. Это в первую очередь выразилось в утверждении марксизма-ле- нинизма в качестве идейно-теоретической основы наук, в формировании партийно-государственного управления социально-гуманитарными на- уками и научным знанием, в попытке присвоить им функцию «произво- дительной силы общества» (проиллюстрировано на примере социологии). Делается вывод о том, что послереволюционные трансформации сформи- ровали определяющие черты советских социальных наук в том их виде, в каком они существовали вплоть до распада СССР в начале 1990-х гг. В статье рассматривается характер и последствия государственногорегулирования социальных наук в России, осуществленного в послере-волюционную эпоху (1920–1930-е гг.) в результате революции 1917 г.и установления советской власти. Внешнее влияние советской властирассматривается как фактор, определивший перелом в их дальнейшемразвитии, нарушивший ход естественного развития этих наук. Условновыделены два качественно различающихся периода государственногорегулирования: до середины 1920-х гг. («формальный») – советизацияи большевизация управления наукой, ее организации; после середины1920-х гг. («содержательный») – изменение содержания и методологиизнания (смена парадигмы), идеологизация науки на основе советскогомарксизма. Первый период подготовил условия для второго. Показано,какие меры принимались в каждый период и каковы были их послед-ствия. В итоге социальные науки были содержательно и организационнопереориентированы в соответствии с задачами советской государственнойсистемы. Это в первую очередь выразилось в утверждении марксизма-ле-нинизма в качестве идейно-теоретической основы наук, в формированиипартийно-государственного управления социально-гуманитарными на-уками и научным знанием, в попытке присвоить им функцию «произво-дительной силы общества» (проиллюстрировано на примере социологии).Делается вывод о том, что послереволюционные трансформации сформи-ровали определяющие черты советских социальных наук в том их виде,в каком они существовали вплоть до распада СССР в начале 1990-х гг.

Ключевые слова:

социальные науки социология научное знание государственное регулирование советизация и большевизация науки смена парадигмы social sciences sociology scientific knowledge state regulation sovietization and the bolshevisation of science paradigm shift

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: