Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. – 360 с.
В основе монографии – данные социологических исследований жизненного мира в 2014 г. и 2016 г., которые в сопоставлении с информацией других социологических центров объясняют противоречивость процессов, происходящих в среде гуманитарной интеллигенции – преподавателей, работников здравоохранения и культуры. Авторы пытаются ответить на дискуссионные вопросы – можно ли говорить о современной интеллигенции как о реальном феномене, или она становится достоянием истории, как много черт, присущих предшественникам, были сохранены современной российской интеллигенцией – высокая нравственная ответственность, ориентация на соблюдение интересов народа, стремление олицетворять образцы профессиональной культуры, быть примером как в общественной (публичной), так и в личной (приватной) жизни. Осуществлен анализ основных смыслов деятельности интеллигенции во всех сферах общественной жизни. Особое внимание уделяется качеству жизни, трудовой деятельности, проблемам занятости, социальному благополучию, которые во многом выявляют черты прекарности (т.е.ненадежности, непрочности) социального положения этих социальных общностей (групп) на современном этапе развития российского общества. Книга предназначена для всех интересующихся современными социальными проблемами и особенно жизненным миром интеллигенции, для социологов, экономистов, политологов, историков и других исследователей социально-гуманитарной сферы.
Оглавление
Введение (Ж.Т. Тощенко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 1. Особенности жизненных миров российской гуманитарной интеллигенции (Ж.Т. Тощенко) . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1. Жизненный мир как теоретическая и эмпирическая характеристика концепции «социология жизни» . . . . . 13
2. Специфика жизненных миров интеллигенции . . . . . . 21
3. Мировоззренческие позиции гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
4. Прекаризация жизненного мира гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 2. Качество жизни и главные жизненные смыслы российской интеллигенции (М.С. Цапко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
1. Качество жизни как основной смысл жизненного мира . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2. Ценностные ориентации и установки в структуре смыслов жизни российской интеллигенции . . . . . . . 39
3. Социальный критицизм интеллигенции . . . . . . . . . 47
4. Выполняет ли особую миссию интеллигенция в современной России? . . . . . . . . . . . . . 49
Глава 3. Социально-экономическая и профессиональная структура гуманитарной интеллигенции (Р.И. Анисимов) . . . . . . 55
1. Характеристика экономических основ жизненного мира интеллигенции . . . . . . . . . . .56
2. Динамика профессиональной структуры . . . . . . . . . 61
3. Интенсивность труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
4. Прекаризация профессиональной деятельности . . . . . 74
Глава 4. Основные показатели благосостояния и социального статуса гуманитарной интеллигенции (Р.И. Анисимов) . . . . . . . 82
1. Уровень благосостояния гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . —
2. Социальный статус и материальное положение интеллигенции: опыт сравнительного анализа . . . . . . 83
3. Интеллигенция между пребендиализмом и капитализмом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Глава 5. Социально-трудовые ценности, гарантии и права в жизненном мире интеллигенции (Р.И. Анисимов) . . . . . . . . . . 100
1. Удовлетворенность трудом . . . . . . . . . . . . . . . . . —
2. Защищенность трудовых прав гуманитариев . . . . . . . 107
3. Преданность профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
4. Условия реализации творческого потенциала . . . . . . 117
Глава 6. Институциональное доверие гуманитарной интеллигенции (А.В. Кученкова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
1. Общая характеристика институционального доверия интеллигенции . . . . . . . . . . . . . .122
2. Объективные и субъективные основы институционального доверия . . . . . . . . . . . . . . .129
3. Прекаризация занятости и институциональное доверие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Глава 7. Интеллигенция в политической жизни современного российского общества: ожидания и реальность (И.В. Воробьева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
1. Политический интерес и компетентность интеллигенции: правда и вымысел . . . . . . . 142
2. Политические взгляды интеллигенции . . . . . . . . . . 146
3. Мнение интеллигенции о политической ситуации в стране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
4. Интеллигенция и власть: противопоставление или симбиоз? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
5. Политическое участие интеллигенции: в авангарде или арьергарде? . . . . . . . . . . . . . . .154
6. Неполитическая активность интеллигенции . . . . . . . 168
Глава 8. Воспроизводство и влияние образовательного капитала современной интеллигенции: новые вызовы – новые проблемы (М.Б. Буланова) . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
1. Понятие «образовательный капитал интеллигенции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
2. Воспроизводство образовательного капитала интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
3. Влияние образовательного капитала на материальное и социальное положение гуманитарной интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
4. Влияние образовательного капитала на профессиональную деятельность интеллигенции . . . . . . . . . . 174
5. Влияние образовательного капитала на круг общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
6. Влияние образовательного капитала интеллигенции на ее самоидентификацию . . . . . . . . . . . . . . . 184
Глава 9. Интеллигенция и культура: ценностные приоритеты и духовный мир (Е.А. Гришина) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
1. Ценностные ориентации российской интеллигенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
2. Досуг и культурное потребление интеллигенции . . . . . 198
3. Моральные позиции российской интеллигенции . . . . . 201
4. Отношение интеллигенции к религии . . . . . . . . . . . 207
Глава 10. Повседневная жизнь и семейные проблемы интеллигенции (И.О. Шевченко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
1. Структура семьи и отношения в семье . . . . . . . . . . . —
2. Семейные ценности и семейные проблемы . . . . . . . . 215
3. Материальное положение семьи . . . . . . . . . . . . . . 219
4. Социальная роль и значимость семьи . . . . . . . . . . . 221
5. Самооценки настоящего и будущего семьи . . . . . . . . 223
Заключение (Ж.Т. Тощенко) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Приложения
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Приложение 3 . . . . . . . . 348