Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста
Бараш Р.Э., Антоновский А.Ю.
Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста // Философский журнал. 2018. Т. 11. №2. С. 91-105.
ISSN 2072-0726
DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-91-105
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35136716
Размещена на сайте: 17.12.18
![](/files/Image/google_ac.png)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.21146/2072-0726-2018-11-2-91-105
Аннотация
В статье анализируются причины и формы современного протестного движения. Особенное внимание уделяется теоретическому языку описания протестного движения, а также изучению социальных функций и дисфункций протеста, исследованию связи внепарламентского активизма с традиционным институтами современного общества. Авторы также задаются вопросом о специфике российского протеста в контексте мировых социальных движений. Обосновывается, что новые типы самоорганизации базируются на новых коммуникативных медиа и технологиях (в том числе социальных), ранее недооцениваемых социальными теоретиками. В работе осуществлена попытка представления социально-философской концептуализации протестного движения в рамках широкого коммуникативного подхода. В работе ставятся вопросы о субстанциальности протестного движения: является ли оно интерактивной ризоматической сетью или формой коллективного действия? Является ли такое коллективное действие следствием изменения коллективного сознания и должно ли тогда рассматриваться как производное от множества девиантных мнений и полаганий? Следует ли рассматривать протест как новую разновидность политического конфликта? Можно ли понимать протест как форму коллективного творчества или его следует истолковывать как новую форму укоренения новообразованных и трансформации устаревших институтов? Можно ли усмотреть в протесте некую обновленную форму реализации так называемого гражданского общества? Отрицательно отвечая на эти вопросы, авторы выдвигают тезис о признании в качестве существенной и радикально новой черты протеста его характер неинстициализированной, неорганизационной, неполитической, внепарламентской формы решения общественных проблем.
Ключевые слова:
протестное движение социальная теория коммуникация общество society protest movement social theory communicationРубрики:
Социология повседневных практикСоциология культуры
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Бараш Р. Э.
Об этнических определениях человека в перспективе примордиализма и коммуникации // Концептуализации общества в социальной философской и философско-исторической рефлексии : монография; под общ. ред. К.Х. Момджяна, А.Ю. Антоновского. — М. : ИНФРА-М, 2017. С. 260-263. - Бараш Р. Э.
Мультикультурализм как понятие системной теории // Концептуализации общества в социальной философской и философско-исторической рефлексии : монография; под общ. ред. К.Х. Момджяна, А.Ю. Антоновского. — М. : ИНФРА-М, 2017. С. 68-90. - Бараш Р. Э.
Коронавирус в контексте российской повседневности. Опыт фокус-групповых бесед // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5. № 4. С. 109-139. - Гофман А. Б.
Festina lente: От культуры ускорения к культуре замедления // Вопросы социальной теории: Научный альманах. Том IX. 2017. Теория культуры и жизненный мир человека / Институт философии РАН, Научно-координационный совет по философским проблемам социальной теории; Под редакцией Ю.М. Резника. – М.: Издательство Независимого института гражданского общества, 2017. С. 123-138. - Николаева У. Г., Пушкарева Т.В., Семенов Ю.И.
Интервью с Юрием Ивановичем Семеновым // Антропологии/Anthropologies. 2023. № 1. С. 174-210.