Больше, чем один, - меньше, чем два: понятие и методология артикуляции множества в акторно-сетевой теории

Больше, чем один, - меньше, чем два: понятие и методология артикуляции множества в акторно-сетевой теории



Руденко Н.И.
Больше, чем один, - меньше, чем два: понятие и методология артикуляции множества в акторно-сетевой теории // Философско-литературный журнал Логос. 2018. Т. 28. № 5 (126). С. 113-136.
ISSN 0869-5377
DOI: 10.22394/0869-5377-2018-5-113-133
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36300962

Размещена на сайте: 18.12.18

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Руденко Н.И. Больше, чем один, - меньше, чем два: понятие и методология артикуляции множества в акторно-сетевой теории // Философско-литературный журнал Логос. 2018. Т. 28. № 5 (126). С. 113-136.
DOI: 10.22394/0869-5377-2018-5-113-133

Аннотация

Попытки найти альтернативы тотализирующему (которое в социальных науках принимает вид объяснения через общество, класс, гендер, культуру и т.д.) и эссенциалистскому пониманию социального лежит в основе современных обращений социальных наук к идеям множественного - того, что позволит помыслить реальность не просто как разнообразную и фрагментированную, но как неконститентную, сложную и по-разному распределенную внутри себя. Психология, экономика, политическая теория и многие другие дисциплины предложили свои варианты концептуализации множественного. В социологии наиболее известные идеи множества выражены в работах неомарксистов Майкла Хардта, Антонио Негри и Паоло Вирно, а также в традиции феноменологической социологии Альфреда Шюца и в работах Ирвинга Гофмана. Автор статьи предлагает теоретические и методологические экспликации понятия множественного в акторно-сетевой теории. В теоретическом плане показано, как Аннмари Мол и Джон Ло проводят различие между множественным и плюральным, абстрагируясь тем самым как от релятивизма, так и от социального конструктивизма. Множественное у них направлено на анализ децентрированных, распределенных объектов, которые сочетают в себе актуальное существование с потенциальной возможностью изменения. В методологическом плане выделяются и анализируются основания трех методов артикуляции множественного, разработанных в акторно-сетевой теории: этнографического (Аннмари Мол, Джон Ло, Харис Томпсон (Кассинс)), «технологического» (Нортье Маррес, Альбена Янева) и метода создания концептуальных фигур (Донна Хара-уэй, Мишель Серр, Изабелла Стенгерс). По мнению автора, соединение теории и методологии в осмыслении множественного позволяет акторно-сетевой теории предложить новые актуальные способы задействования (enactment) социальной реальности, а не только ее описания.

Ключевые слова:

множественное акторно-сетевая теория методы артикуляции множеств этнография картографиро-вания контроверз философская спекуляция аннмари мол multiplicity actor-network theory methods of enactment of multiplicity ethnography controversy mapping philosophical speculation annemarie mol

Рубрики:

Социология культуры
Социология науки



Возможно, вам будут интересны другие публикации: