Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие: Коллективная монография / Под ред. Л. В. Сморгунова. — М.: Аспект Пресс, 2018. — 384 c.
Центральной темой монографии выступает публичная политика, ориентированная на развитие. Рассматриваются типы политики развития, ее институты и механизмы, взаимодействие государства и граждан в политике развития. Выявляются особенности современной инвестиционной социальной политики развития и экономического роста, основанной на инклюзивных институтах. Современная публичная политика включает в себя ряд процессов и технологий, определяемых последними этапами информационной революции. В монографии рассматриваются центральные темы влияния этой революции на публичную политику: сетевая публичная политика, блокчейн и проблема выбора в публичной политике, процессы и технологии знаний в публичной политике, трансформация информационного пространства публичной политики. Работа написана на материалах России и зарубежных стран. Предназначена для специалистов в области публичной политики, политологии, государственного и муниципального управления, социологии политики, экономики и менеджмента.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Раздел I. КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
1. Публичная политика как отрасль науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.1. Понятие и процесс публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.2. Экономический рост, государство и публичная политика . . . . . . . .21
2. Модели процесса публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.1. Модель «структуры открытых систем» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
2.2. Модель политических потоков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.3. Институциональная модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
2.4. Модель конкурирующих защищающих коалиций. . . . . . . . . . . . . . .35
2.5. Модель прерывистого равновесия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
3. Власть, политическая повестка и публичная политика. . . . . . . . . . . . . . .41
3.1. Политическая повестка дня: понятие, специфика, субъекты формирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
3.2. Приоритеты российской политической повестки в 1991–2018 гг.. . .46
4. Публичная политика и принятие государственных (политических) решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
4.1. Теоретические основания принятия решений в публичной политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
4.2. Основные технологии и механизмы разработки и имплементации политических решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
5. Оценка публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
5.1. Гражданская сущность оценки публичной политики . . . . . . . . . . . .67
5.2. Демократия и оценка публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
6. Индексный подход к оценке публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
6.1. Методология и методика индекса оценки состояния публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
6.2. Критерии для описания типов региональной публичной политики и для анализа разброса оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
6.3. Исследование публичной политики в Республике Татарстан на уровне местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84
Раздел II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ЦЕННОСТИ И ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ
7. Знание и ценности в публичной политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
7.1. Роль знаний в конструировании пространства публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
7.2. Ценностное измерение публичной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . .108
8. Кризис неолиберальной политико-административной модели управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
8.1. Логика неолиберального управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
8.2. Экономический подход и деполитизация публичной сферы . . . . .116
9. Развитие как ценность и инструмент легитимации публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .122
9.1. Развитие как ценность публичной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . .122
9.2. Развитие как инструмент легитимации публичной политики . . . .126
10. Государство развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
10.1. Государство развития: определение и общие характеристики. . .132
10.2. Государство развития: опыт зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . .136
11. Гражданское общество как фактор развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
11.1. Роль гражданского общества в политике развития . . . . . . . . . . . .146
11.2. Международный опыт использования потенциала гражданского общества для развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
12. Общественное и гражданское участие в контексте публичной политики развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
12.1. Современное общественное участие: кризис или развитие? . . . .169
12.2. Гражданское участие как категория: истоки и современное понимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
12.3. Тенденции развития гражданского участия в России . . . . . . . . . .175
13. Межсекторное партнерство в публичной политике . . . . . . . . . . . . . . . . .181
13.1. Двухсекторное партнерство в публичной политике . . . . . . . . . . . .182
13.2. Трехстороннее межсекторное партнерство. . . . . . . . . . . . . . . . . . .190
14. Публичная критика как институт развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
14.1. Сущность и природа публичной критики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
14.2. Публичная критика в условиях «заговора молчания» . . . . . . . . . .199
14.3. Публичная критика и «критический шум» в условиях демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
15. Институты и технологии инновационной публичной политики. . . . . . . .208
15.1. Инновационная публичная политика в условиях цифровой экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
15.2. Институционализация инновационной публичной политики . . . . .214
16. Международные институты развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
16.1. Роль международных организаций в определении повестки дня современной публичной политики развития. . . . . . . . . . . . . . . . . .223
16.2. Глобальные сети в контексте публичной политики развития . . . .232
Раздел III. ЦИФРОВИЗАЦИЯ, СЕТИ И ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА
17. Сетевая публичная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250
17.1. Сетевая публичная политика: информационно-коммуникативные и институциональные ракурсы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250
17.2. Управленческо-технологическое и социокультурное измерения сетевой публичной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
17.3. Политика в сетевом обществе vs сетевая публичная политика . .258
18. Блокчейн как институт процедурной справедливости. . . . . . . . . . . . . . .262
18.1. Блокчейн: постановка проблемы в публичной политике . . . . . . . .262
18.2. Блокчейн в России, «Активный гражданин» (Москва) . . . . . . . . . .264
18.3. Блокчейн и честность условий сотрудничества . . . . . . . . . . . . . . .267
18.4. Протоколы блокчейна и нормы справедливости . . . . . . . . . . . . . .269
19. Государство как платформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
19.1. Цифровая организационная трансформация публичного управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
19.2. Государственные платформы и их использование. . . . . . . . . . . . .277
19.3. Угрозы публичного киберуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283
20. Технологии больших данных в публичной политике . . . . . . . . . . . . . . . .286
20.1. Большие данные: особенности трактовки и сферы применения . .286
20.2. Риски применения больших данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
21. Нейросети в публичной политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295
21.1. Нейросети и сферы их применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295
21.2. Нейросети и процесс принятия политических решений. . . . . . . . .301
22. Сетевая экосистема и инновационные практики в регионах России. . .306
22.1. Инновации и сетевые политико-управленческие практики . . . . . .306
22.2. Готовность сетевого окружения к инновациям в регионах России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
23. Влияние сетевого политического протеста на легитимацию политическо- го курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319
23.1. Cетевой политический протест. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320
23.2. Сетевой политический протест и политический курс власти . . . .325
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .341
Указатель понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .343
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .346