Габитус и повседневные практики вахтовых работников Башкортостана

Габитус и повседневные практики вахтовых работников Башкортостана



Туракаев М.С.
Габитус и повседневные практики вахтовых работников Башкортостана // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. №3. С. 189-202.
ISSN 1029-8053
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=27170563

Размещена на сайте: 29.12.18

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Туракаев М.С. Габитус и повседневные практики вахтовых работников Башкортостана // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. №3. С. 189-202.

Аннотация

В статье выявляются габитус и повседневные практики местных жителей сельских районов Республики Башкортостан, работающих вахтовым методом. Габитус вахтовых работников — это диспозиции, функционирующие как инкорпорированный культурный капитал (образование, проведение свободного времени, социальная активность), проявляющийся в их повседневных практиках и стиле жизни. Этот габитус, выражающийся в структуре рабочего и свободного времени информантов, предстает в качестве ментальных диспозиций (предрасположенность к просмотру ТВ, пользованию компьютером, чтению книг, общению, практикам поддержания и (или) подрыва здоровья и др.) и телесных диспозиций. В данной работе рассматриваются ментальные диспозиции вахтовых работников. Преимущества и недостатки вахтового метода освещаются с позиции работников, оценивающих приспособление к непростому графику и условиям труда, и одновременно позитивные возможности свободного времени при нахождении дома. Отмечаются особенности переходов вахтовых работников из одного социального пространства в другое — из дома на вахту и обратно, выражающиеся в сложности привыкания к более суровому климату, новой обстановке и социальному окружению: от семьи к коллегам и наоборот. Сельский образ жизни глубоко укоренен в диспозициях вахтовых работников, подкреплен устоявшимися социальными связями и экономическими обстоятельствами. Вахтовые работники привязаны к месту благодаря своему стилю жизни и не желают менять свою жизнь. Их длительные повторяющиеся практики в социальном пространстве дома и вахты закрепляются в диспозициях. Повседневные практики вахтовых работников и устойчивые диспозиции удерживают их в пограничном состоянии трудового мигранта (на работе) и местного жителя (полноправного члена семьи и местного сообщества).

Ключевые слова:

габитус культурный капитал стиль жизни вахтовый метод работы социальное поле habitus cultural capital lifestyle fly-in fly-out method long-distance commuters bashkortostan

Рубрики:

Социология труда
Социология повседневных практик



Возможно, вам будут интересны другие публикации: