Teologia crucis и coincidentia oppositorum: Иоганн Георг Гаман, Мартин Лютер, Николай Кузанский

Teologia crucis и coincidentia oppositorum: Иоганн Георг Гаман, Мартин Лютер, Николай Кузанский // Реформация Мартина Лютера: философско-исторический взгляд прошлого и современности. Коллективная монография. Под ред. И.Л. Фокина. – СПб.: Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера – изд-во Санкт- Петербургского христианского университета, 2018. С. 201-239.
ISBN 978-5-906256-13-3
Размещена на сайте: 13.03.19

Ссылка при цитировании:
Аннотация
Целью данной статьи является выявление типологических связей и корреляций концептуальных принципов coincidentia oppositorum и Theologia crucis в философии языка Иоганна Георга Гамана, в реформационной теологии Мартина Лютера и в философии Николая Кузанского. Философская реконструкция и структурный анализ базовых принципов тринитологии и христологии Гамана, Лютера и Николая Кузанского ориентированы на выявление эпистемологического и морально-практического статуса кондесценденции в их учениях. Сравнительный анализ таких теоретических конструктов как deus absconditus, communicatio idiomatum и devotio указанных авторов раскрывает не только специфику их концептуализации Theologia crucis, но и позволяет выявить важные типологические взаимосвязи метафизики и теологии Ренессанса, Реформации и просвещения, дальнейшее исследование которых представляется продуктивным. Разработка основных тем философии Николая Кузанского в главном еще ориентирована на theologia gloriae, однако мотив devotio сближает Кузанца с концепцией theologia crucis Лютера. deus absconditus, манифестации которого суть противоречия и потому требуют соответствующего visio и метода, есть тема, объединяющая Кузанца, Лютера и Гамана. Иоганн Георг Гаман воспринял не только павловские и лютеровские коннотации мотива встречи человеческой воли с волей Бога, но и – в них и через них - прежде всего августиновские: человеческая воля наполняется и движется Богом. В понятии devotio Николая Кузанского и в августиновском понятии воли, наполняемой и движимой Богом, усматривается смысловое поле, в котором идейные миры Лютера, Кузанца и Гамана могут иметь ряд важных точек соприкосновения.
Ключевые слова:
мартин лютер николай кузанский иоганн геогрг гаман theologia crucis coincidentia oppositorum cоmmunicatio idiomatum devotio deus absconditus тринитология христология сотериология средневековая философия философия просвещения джордано бруно martin luther johann georg hamann nicholas of cusa trinitarian theology christology soteriology medieval philosophy enlightenment philosophy giordano brunoРубрики:
Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Volzhin S.V. „Suche nach dem Faden, der in das Labyrinth geführt, um wieder herauszufinden“. Hamanns Rezeption der Koinzidenzlehre im Kontext seines Geschichtsverständnisses. In: Johann Georg Hamann: Natur und Geschichte. Acta des Elften Internationalen Hamann-Kolloquiums an der Kirchlichen Hochschule Wuppertal/Bethel 2015 Hrg.: Eric Achermann (Hg.), Johann Kreuzer (Hg.), Johannes von Lüpke (Hg.), V&R Unipress, 1. Auflage 2020. P. 343–356.
- Sergei Volzhin, Johann Georg Hamann – Wiederentdeckung der coincidentia oppositorum im Zeitalter der Aufklärung. Roderer-Verlag, Regensburg, 2018, S. 212.
- Семиколенных М. В.
Оттон Фрейзингенский в традиции отрицательной теологии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2009. T. 2. No. 3. С. 53–63. - Волжин С. В.
Возвышенное и насилие. Этос возвышенного у М. Лютера и И. Канта // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 327-343. - Семиколенных М. В.
Волшебный треугольник Жана де Мёна и преобразование геометрических фигур в трактате Николая Кузанского Об учёном незнании) // ВЕРБУМ. Альманах Центра изучения средневековой культуры. 2012. Вып. 14. С. 41–50.