Исследования гендерной идеологии молодежи: обзор зарубежных работ. Социология медицины. 2018; 17(2): 104-113. DOI: http:
Гурко Т.А., Мамиконян М.С., Бийжанова Э.К.
Исследования гендерной идеологии молодежи: обзор зарубежных работ. Социология медицины. 2018; 17(2): 104-113. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2017-17-2-104-113
ISSN 1728-2810
DOI: 10.18821/1728-2810-2017-17-2-104-113
Размещена на сайте: 15.07.19
Текст статьи на сайте журнала URL: http://www.medlit.ru/journalsview/sociologyofmedicine/view/journal/2018/issue-2/207-issledovaniya-gendernoy-ideologii-molodezhi-obzor-zarubezhnyh-rabot/ (дата обращения 20.08.2019)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.18821/1728-2810-2017-17-2-104-113
Аннотация
В статье представлены результаты зарубежных исследований гендерной идеологии студентов по ряду значимых социально-демографических переменных. В первой части анализируются работы, в которых описывается динамика гендерной идеологии в разных странах. В процессе модернизации Восточной Азии (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония), Индии, Индонезии по мере вовлечения женщин в работу вне дома социологи фиксируют тенденцию эгалитаризации отношений между полами, распространение семей с двумя добытчиками. В переходный период от социалистических к либеральным государствам, в частности, в странах Восточной Европы влияние религиозных консервативных семейных ценностей на сознание молодежи менее значимо, нежели западных идей индивидуализации и вседозволенности. В развитых странах – США, Европе, Австралии, Канаде гендерная революция привела к многообразию гендерных идеологий. По крайней мере в Европейских странах эмпирически фиксируется пять моделей: эгалитарная, эгалитарного эссенциализма, интенсивного (intensive) родительства, умеренно консервативная идеология, консервативная идеология. Во второй части статьи анализ исследований установок студентов в сферах гендерных и брачно-семейных отношений в разных странах выявил, что основными дифференцирующими переменными являются пол и религиозная идентичность. Другие характеристики: городское-сельское происхождение, структура родительской семьи, совместное-раздельное обучение менее значимы. Согласно подходу жизненного пути, установки молодежи на социальные роли мужчин и женщин и будущий брак меняются под воздействием сверстников, массовой культуры и собственного опыта. В статье делается вывод, что несмотря на более консервативные установки юношей практически во всех странах, происходит пусть и медленная конвергенция взглядов юношей и девушек среди образованных слоев. Основным дифференцирующим фактором остается религиозная принадлежность.
Ключевые слова:
гендерная идеология эгалитарная идеология консервативная идеология студенты установки социальные роли брак семья пол религиозная идентичность gender ideology egalitarian ideology conservative ideology gender role attitude marriage student sex religious identityРубрики:
Социология семьиВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Гурко Т. А.
Gurko T.A. Factors Affecting Students ' Attitudes to the Social Roles of Men and Women // Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging. View from Russia:[Electronic resource]: collected papers European Sociological Association 14th Conference “Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging”(Manchester, GB, August 20-24, 2019)/ Editor-in-Chief V. Mansurov. Moscow: RSS; FCTAS RAS. 2019. P. 77-81. 1 CD ROM; 12 sm – system requirements: Windows XP/Vista/7/10 – Title from disk label. - Нечаева Н. А.
Гендерная картина мира: к определению понятия и его структуры // Петербургская социология сегодня. 2019. № 12. С. 114-133. - Тарченко В. С., Бийжанова Э. К.
Исследования брачно-семейных представлений студенческой молодежи: обзор российских работ // Общество: социология, педагогика, психология. 2018. №12. С. 50-55. - Gurko T. Opinions regarding marriage and parenthood: factors of inter-European and intra-Russian differences. The scientific heritage. 2021. Vol. 5. No. 72. Pp. 56-64. DOI: 10.24412/9215-0365-2021-72-5-56-64
- Тарченко В. С.
Сексуальное поведение и установки студентов: различия по полу и религиозной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 1. С. 36-43.