Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269.

Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269.



Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269.
ISSN 0967-067X
DOI: 10.1016/j.postcomstud.2019.08.001

Размещена на сайте: 09.09.19

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269.
DOI: 10.1016/j.postcomstud.2019.08.001

Аннотация

В статье на данных Программы международной оценки компетентности взрослых (PIAAC) показано наличие неконсистентности между измеренной грамотностью и формальным образовательным статусом в России. Мы обнаружили, что в России не наблюдается прямой линейной зависимости между уровнем формального образования и измеренной грамотностью. Прирост компетентности в нашей стране замедляется на уровне высшего образования, тогда как на нижних образовательных уровнях – на фоне как восточноевропейских стран, так и стран OECD – падения грамотности не наблюдается. Этот факт сам по себе ставит под сомнение эффективность базовых образовательных индикаторов – количество лет обучения или наличие формального диплома – в России. Социальные последствия этой неконсистентности становятся очевидными при международном сопоставлении исследовательских результатов. Эти последствия были показаны в сферах занятости, образования и социального воспроизводства, а также в социальном самоощущении россиян. В обсуждении социальные последствия неконсистентности рассматриваются в русле двух социологических теоретических парадигм – «аллокативной» (критическая традиция) и «социализационной» (структурно-функциональная традиция). Показано, каким образом выявленное нарушение влияет на общество в логике каждой из этих парадигм. Мы сталкиваемся с тем, что образование не вполне корректно выполняет свою распределяющую функцию в обществе. Приобретение новых знаний оказывается не обязательным, поскольку оно не всегда связано с получением новых статусных символов. Вместе с тем неконсистентность в сфере образования нарушает логику функционирования институтов и препятствует их стабильному развитию.

Ключевые слова:

social inequality education inconsistency in education literacy competence-based approach образование неравенство в образовании социальное неравенство компетентность взрослых piaac

Авторы:

Попов Д.С., Стрельникова А.В.

Рубрики:

Социология образования
Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: