Коррупция в зеркале общественного мнения россиян: проблемы, противоречия, парадоксы

Коррупция в зеркале общественного мнения россиян: проблемы, противоречия, парадоксы



Латов Ю.В.
Коррупция в зеркале общественного мнения россиян: проблемы, противоречия, парадоксы // Journal of Institutional Studies. 2019. №11(4). С. 40-60.
ISSN 2076-6297
DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.4.040-060

Размещена на сайте: 24.12.19

Текст статьи на сайте журнала URL: http://hjournal.ru/files/JIS_11_4/JIS_11.4_3.pdf (дата обращения 24.12.2019)



Ссылка при цитировании:

Латов Ю.В. Коррупция в зеркале общественного мнения россиян: проблемы, противоречия, парадоксы // Journal of Institutional Studies. 2019. №11(4). С. 40-60.
DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.4.040-060

Аннотация

При обобщении результатов социологических опросов о коррупции, проводившихся в 2000–2010-е гг. Институтом социологии, ВЦИОМ и ФОМ, основное внимание было уделено внутренним противоречиям «антикоррупционной ментальности» россиян. Первое их них – это противоречие между признанием россиянами коррупции проблемой, требующей первоочередного решения, и одновременно относительно низким рейтингом коррупции среди социально-экономических проблем, тревожащих граждан (лишь примерно 5-я по значимости проблема). Далее указано на противоречия между данными разных баз социологических опросов о динамике коррупции в России, одни из которых можно интерпретировать как свидетельства стабильности или роста коррупции (опросы Института социологии и ФОМ), в то время как другие свидетельствуют скорее о снижении коррупции (опросы ВЦИОМ). Обнаружено противоречие между ожидаемым ростом личного коррупционного опыта россиян с переходом в более старшие возрастные группы и фактическим частичным аннулированием этого опыта. Обращено также внимание на противоречие между дискурсом политической оппозиции о «коррумпированном режиме» и фактическими представлениями россиян, что более коррумпированными являются не верхние «этажи» государственной власти, а нижние. При объяснении обнаруженных противоречий основное внимание обращено на когнитивные искажения, связанные с ограниченной рациональностью общественного сознания, – в частности, на эффекты ореола, фрейминга и приукрашивания прошлого. Изучение «антикапиталистической ментальности» позволяет увидеть «подводные камни», которые препятствуют слишком банальной трактовке массовых антикоррупционных настроений как позитивного фактора ожидаемых перемен.

Ключевые слова:

коррупция общественное сознание антикоррупционная ментальность опросы общественного мнения когнитивные искажения ограниченная рациональность запрос на перемены corruption public consciousness anti-corruption mentality public opinion polls cognitive distortions limited rationality a request for change

Рубрики:

Социология общественного мнения
Социология повседневных практик



Возможно, вам будут интересны другие публикации: