Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании
Арутюнова Е.М.
Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании // ИНАБ. 2019. № 1. Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии). С. 50-61.

Глава из книги: Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). 2019. № 1. Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии). 89 с. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=7506
ISSN 2686-8245; ISBN 978-5-89697-318-8
DOI: 10.19181/inab.2019.1.4
Размещена на сайте: 13.01.20
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.19181/inab.2019.1.4
Аннотация
Статья представляет анализ языковой ситуации в Республике Саха (Якутия) в контексте этноязыкового конфликта, активная фаза которого развернулась в 2017–2018 гг. Показаны исторический и демографический контексты современной ситуации: на неё влияли как подъём этнической идентичности саха начала 1990-х гг., так и изменения этнодемографического состава республики. На основании данных о высоких долях якутов, свободно владеющих языком саха, называющих его родным языком, желающих, чтобы дети и внуки говорили на нём, сделан вывод о высокой степени сохранности языка саха и его значительной символической ценности, что важно в условиях глобализирующегося пространства с точки зрения сохранения языкового многообразия России. Проанализированы установки на добровольность изучения языка саха всеми школьниками республики, выявлены отличия во мнениях саха и якутян других национальностей. Довольно высокая доля сахаякутов, выступающих за обязательность языка, может быть не только ситуативной реакцией на языковой кризис в образовании, на алармистский дискурс языковых активистов, но и показателем восприятия должного статуса собственного языка как государственного.
Ключевые слова:
республика саха (Якутия) языковая ситуация языки в образовании родные языки государственные языки республик republic of sakha (yakutia) language situation languages in education native languages state languages of the republicsРубрики:
ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Арутюнова Е. М.
Язык в межэтнических отношениях и проблемы образования (на примере Татарстана) // Slavica Helsingiensia. 2019. № 52. С. 152-159. - Арутюнова Е. М.
Запросы населения в сфере языка и культуры в Республике Татарстан // ИНАБ №3 - 2017. Этничность и межнациональные отношения в социальном контексте / [Электронное издание] / [Л. М. Дробижева и др.]; Отв. редактор Л. М. Дробижева. – Электрон. текст. дан. (объем 1,7 Мб). – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. – С. 34-44. 1 электрон. опт. диск 12 см (CD‑ROM). - Арутюнова Е. М.
Город как фактор: языковая ситуация и восприятие проблематики этнических языков в Республике Саха (Якутия) // Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 3. С. 458-473. - Arutyunova E., Zamyatin K. An Ethnolinguistic conflict on the compulsory learning of the state languages in the republics of Russia: policies and discourses. The international Journal of Human Rights, 2020, Published online: 07 Oct 2020. https://doi.org/10.1080/13642987.2020.1804368
- Arutyunova, E.M. The Sakha Language in the School System of the Republic of Sakha (Yakutia): Situation and Problems. In: Minorities in the post-Soviet Space thirty years after the dissolution of USSR. Ed.: Bocale, Paola; Brigadoi Cologna, Daniele; Panzeri, Lino. LEdizioni, Milan, Italy. 2022. P. 41-54.