Земнухова Л.В. Старое и новое в цифровых социальных исследованиях // Междисциплинарные исследования в истории науки [Текст] : коллективная монография : по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Междисциплинарные исследования в истории науки», 11-13 декабря 2018 г. / [Волков А. А., Воронович А. В., Герасимов Н. И. и др. ; ответственный редактор: К. В. Иванов] ; Российская академия наук, Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, Архив РАН. - Москва : Янус-К, 2019. С. 153-155.
Цифровые технологии трансформируют социальные науки. С одной стороны, онлайн среда стала неотъемлемым исследовательским полем: интернет, социальные сети создают новые пространства для взаимодействия, заставляют переосмысливать социальные отношения, требуют формирования нового словаря для описания и объяснения возникающих явлений и происходящих процессов. С другой стороны, программные продукты помогают собирать, упорядочивать, обрабатывать, визуализировать данные, что сегодня по-прежнему остается большим вызовом для социальных исследователей. Работа с цифровыми данными требует не только новых компетенций и постоянного их обновления (цифровой грамотности), но и переосмысления теоретических рамок и методологических подходов. Основной вопрос заключается в том, как изменения в данных и методах в связи с развитием цифровых технологий переопределяют роль социальных наук и исследований, и как исследователи влияют на технологическое развитие, в котором уживается старое и новое.
Оглавление
Предисловие .......................................................................................................... 6
Глава 1. Историография и источниковедение истории науки и техники . 9
З.Ю. Зубкова. Академик Г.Ф. Миллер и становление Московскогоуниверситета .................................................................................... 9
А.Л. Клейтман. Вклад С.Г. Гмелина в научное изучение НижнегоПоволжья ........................................................................................ 13
Е.Ю. Жарова. Отчеты университетов 1830-х–1910-х гг.,как источник по истории науки .................................................... 17
А.В. Зайцева. Научная книга в издательском репертуарестудентов дореволюционной Москвы ......................................... 21
М.В. Платонова. Представление истории науки и техникив Музее прикладных знаний (Политехническом музее) ............ 26
В.В. Слискова. Естественнонаучные сюжеты на страницахнаучно-популярных журналов 1920-х годов ............................... 30
П.А. Захарчук. Изучение истории металлургии в Комиссиипо марксистской истории техники при КВТО ЦИК СССР ........ 34
Глава 2. История химико-биологических наук ............................................ 40
З.А. Платонова. Съезды как средство научной коммуникации:к истории возникновения съездовестествоиспытателей и врачей ..................................................... 40
Т.Р. Грищенко. Сельскохозяйственный ученый комитетУкраины (1918–1927): от петроградского образцак академизации аграрной науки ................................................... 44
А.А. Волков, К.Б. Ермолов. Развитие химии и физики в Германиив 1930–1940-е гг. ............................................................................ 48
С.В. Шалимов. Из истории возрождения отечественнойгенетики: становление ИОГен АН СССР во второйполовине 1960-х гг. ....................................................................... 50
Глава 3. История наук о Земле ........................................................................ 57
Г.С. Ильин. Первые исследователи внутренней части Кольскогополуострова и их роль в изучении геологии Хибинскогогорного массива в 1834–1890 гг. .................................................. 57
К.С. Непеина. История развития инструментальной областисейсмических наблюдений ........................................................... 60
С.А. Лиманова. Павловская геологическая школа(по документам личных фондов ученых в Архиве РАН)........... 63
Тимм Б. Шёнфельдер. Ирригация и её последствия в бассейнереки Кубань в ХХ веке .................................................................. 67
И.К. Федорова. Научное сотрудничество в годы Холодной войнына примере Международного геофизического года ................... 73
А. В. Собисевич. Конструктивная география: попытка обеспечитьнужды плановой экономики или эффективно использоватьприродные ресурсы? ..................................................................... 80
Глава 4. История психолого-педагогических наук ...................................... 85
А.А. Костригин. Вениамин Алексеевич Снегирев – первыйпереводчик трактата Аристотеля «О душе» ................................ 85
Н.П. Железова. Школа социально-индивидуального воспитанияим. Достоевского – опыт воспитания беспризорных(на документальных материалах 1920–1925 гг.) ......................... 91
Глава 5. История кибернетики ........................................................................ 95
С.А. Жабин. Проект ОГАС В.М. Глушкова: о динамическомэкспертном прогнозировании ....................................................... 95
С.А. Жабин, В.В. Глушкова. Об истории становления футбольнойкибернетики в Украине ............................................................... 104
Глава 6. Наука и научное сообщество: история и современность .......... 109
А.Г. Цыпкина. Организация русских научных экспедицийв начале XX в. (на примере Трапезундских экспедицийФ.И. Успенского (1916, 1917 гг.) ) ............................................. 109
Н.И. Герасимов. Анархизм в культуре русской эмиграции(историко-философское и социально-политическоеизмерение) .................................................................................... 111
Е.Ф. Синельникова. Динамика численности научных обществв условиях социально-политического и экономическогокризиса (1917–1922) .................................................................... 115
А.П. Соловей. Динамика женских научных кадровв академической науке Республики Беларусь ........................... 119
С.А. Пушкевич. Миграционное поведение молодых ученых НАНБеларуси: социологический анализ ........................................... 124
С.А. Пушкевич, А.П. Соловей, Е.В. Шухно. АспирантыНациональной академии наук Беларусив социологическом измерении ................................................... 126
Е.В. Шухно. Роль организационной культуры в социальнойи профессиональной адаптации молодых ученыхНациональной академии наук Беларуси .................................... 128
Глава 7. Популяризация истории науки и техники:прошлое, современность, перспективы ....................................... 134
А.В. Воронович. Исторические источники в Интернете:популяризация науки или ее гибель .......................................... 134
Н.А. Косяк, В.Н. Кузнецова. Популярная наука в музее: стираяграницы специализации (на примере сопровождениявыставочного проекта РЭМ «Арктика – земля обитаемая») ... 138
Г.А. Николаенко. Виртуализация научной коммуникации.Социологический анализ цифровых следов на примересоциальной сети ResearchGate .................................................... 141
А.В. Самокиш. Учебник как зеркало истории. Эволюционнаятеория на страницах школьных пособий ................................... 143
Д.Ю. Сивков. Конвергенция качественных и цифровых методовв городских исследованиях ......................................................... 146
А.А. Федорова. Устаревшие знания: как формируется разрывмежду академическими инновациями и школьнойпрограммой .................................................................................. 147
Н.И. Руденко. Методологические проблемы коллаборацийв цифровых проектах городских исследований ........................ 150
Л.В. Земнухова. Старое и новое в цифровых социальныхисследованиях .............................................................................. 153
Коротко об авторах .......................................................................................... 156