В монографии чл.-корр. РАН, д.ф.н. Ж.Т. Тощенко рассматриваетсямалоизученный феномен современной цивилизации – травма общества.Состояние государства, в течение длительного периода находящегося в процессе хаотичного, несбалансированного и турбулентного развития, нельзя описать в понятиях основных признанных путей развития – революции и эволюции. В книге показано, что понятие «травма» уже приобрело социальное звучание, оно осмысливается в научной литературе и находит отражение в политической лексике. Монография раскрывает сущностные характеристики общества травмы, причины его появления, следствия его функционирования. Особое внимание уделяется России, отринувшей социалистическое прошлое, но не достигшей рубежей, с которых начинала свои реформы. В мозаике российских преобразований почти невозможно различить как эволюционные, так и революционные тенденции. Автор дает анализ препятствий, стоящих на пути осуществления подлинно демократического, эффективно функционирующего общества, что в свою очередь позволяет ему определить пути выхода из состояния травмированного общества. Специалистам, аспирантам и студентам, интересующимся и исследующим проблемы противоречивого функционирования российского общества в контексте трех стратегий развития: эволюции, революции и травмы.
ВВЕДЕНИЕ 9
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Теоретические основания исследования общества травмы 15
Глава 1. Общества травмы как третья модальность развития 15
Эволюция идей: от представлений о прогрессе к обществу травмы 15
Превращение травмы в социальное понятие 24
Глава 2. Страны нестабильного развития и их характеристика 30
Опыт классификации обществ травмы 30
Социально-экономические причины возникновения общества травмы 39
Внутри- и внешнеполитические факторы образования общества травмы 44
Глава 3. Родовые черты общества травмы 50
Характеристика основных черт и признаков общества травмы 50
Механизм функционирования общества травмы 56
Глава 4. Специфические черты общества травмы 64
Особенности черт нестабильных обществ 64
Роль либеральной политики в создании общества травмы в России 71
Попытки корреляции либеральной политики 76
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Основные проявления травмы в российском обществе 85
Глава 5. Вклад либеральной экономики в создание общества травмы в России 85
От кризиса экономики к стагнации и рецессии 85
Оценка состояния ведущих отраслей производства 91
Опыт сравнения с показателями развития других стран 99
Зигзаги экономической политики и их роль в создании общества травмы 104
Глава 6. Трансформация форм отчуждения как характеристика деформации социальной жизни 115
Отчуждение между социальными слоями, общностями, группами 116
Феномен среднего класса – насколько он оправдал себя? 120
Прекариат 122
Меж- и внутрипрофессиональное отчуждение 126
Новые лики отчуждения города и деревни (сельской территории) 129
Отчуждение в жизни регионов, между Югом и Севером 134
Межэтническое отчуждение 139
Социальные страхи как показатель деформированности общественного сознания и поведения 142
Глава 7. Переформатизация политического пространства как признак общества травмы 147
Народ как субъект исторического процесса (Кухарка может управлять государством или кухарку можно научить управлять государством?) 147
Принадлежит ли власть народу? 151
Общественные организации как школа приобретения навыков управления 153
Участие в политической жизни как проявление активной гражданской позиции 155
К вопросу о доверии 160 Российский чиновник – судья, защитник или господин? 163
Как преодолеть политическую аномию 173
Глава 8. Идеологическое безвременье как характеристика общества травмы 182
Идеология – непременный атрибут развития общества 182
К истории формирования мировоззренческих идей в России 185
Современные российские идеологии 193 Основные деформации духовно-нравственной жизни российского общества 200
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Социальный и человеческий капитал в обществе травмы 207
Глава 9. Общество не может быть более развитым, чем его образование 207
О месте и роли образования в современном мире 207
Какова же цель образования? 211
Кто главный субъект в образовательном процессе? 213
Может ли оптимизация быть политикой? 217
Являются ли компетенции новым словом в модернизации образования? 220
Фокусы с ЕГЭ, в том числе статистические 222
Пребендиализм как организационная форма квазирыночных трудовых отношений 224
Забыли о воспитании? 228
Глава 10. Наука: основа созидательных сил общества или неопределенность участия в решении стратегических проблем 233
Краткий очерк о роли науки в жизни современного общества 233
Эволюция науки в советском и российском обществе 236
Станет ли университет базой и основой развития науки? 240
Что стоит на пути превращения науки в производительную силу? 242
Глава 11. Здравоохранение: оптимизация или деформация 253
Как изменилась инфраструктура здравоохранения 253
Кадры медицины, что происходит с ними? 261
Население и здравоохранение: практики взаимодействия 266
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
Возможно ли будущее у нестабильных стран? 274
Глава 12. Социальные последствия в травмированном обществе 274
Неопределенность как характеристика развития общества травмы 275
Угроза длительной деформации социально-экономических отношений 279
Новое качество социального неравенства 280
Рост конфликтогенности 285
Потеря управляемости 286
Отстраненность народа 288
Глава 13. Общество травмы вечно? 293
Опыт анализа политических действий в условиях нестабильного развития 293
Научные и экспертные идеи о преодолении стагнации и рецессии 299
Где же выход? 302
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Круглый стол Научного совета Отделения общественных наук РАН «Общество травмы: между эволюцией и революцией» 314
БИБЛИОГРАФИЯ 333
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 339
ABSTRACT 346