В монографии исследуются возможности развития и применения системно-коммуникативной теории, основы которой были разработаны немецким социологом Никласом Луманом. Авторы рассматривают и интерпретируют данный подход, сосредотачиваясь на проблеме наблюдателя социальных процессов. При этом, с одной стороны, особое внимание уделяется системнокоммуникативным подходам к анализу коммуникативной системы науки, ориентирующейся на обобщающее символическое средство коммуникации – медиум истины. С другой стороны, авторы рассматривают и оценивают шансы на успешное развитие нарождающейся системы протестных и радикальных коммуникаций, еще не обретших единого генерализованного символа (коммуникативного медиума), тематически раздробленных и не получивших окончательных организационных форм, но приобретающих все большее влияние в обществе, в особенности, в своих социально-сетевых проявлениях
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: КОММУНИКАЦИЯ -ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАМКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ.....................................................................................................5
Коммуникация: краткая история понятия и ее интерпретаций......................................5
Основы системно-коммуникативного подхода. Теория коммуникации Никласа Лумана................................................................................................................................16
РАЗДЕЛ I. НАБЛЮДЕНИЕ КАК РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ, КАУЗАЛЬНЫЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ.............................................................................................24
Причинные связи наблюдаемого и ненаблюдаемого....................................................27
Причины и законы как наблюдательные атрибуции. Ответ на тезис К.Х.Момджяна.........................................................................................31
Социальные регулярности –контрфактичные или акцидентально-истинные?.........................................................................................37
Наблюдение и истина. Ответ на тезис Марковой Л.А...................................................38
Наблюдение и интерпретация. Ответ на тезис Никифорова А.Л................................43
Наблюдение и история......................................................................................................50
Макроуровень коммуникативного наблюдения.............................................................54
Связь теории и наблюдения в концепции эталонных переменных..............................54
Системно-коммуникативный подход в иерархизации уровней теоретического наблюдения........................................................................................................................56
Наблюдение в историко-эпистемологическом подходе. Ответ на тезис Столяровой О.Е.......................................................................................58
РАЗДЕЛ II. КОММУНИКАЦИЯ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ............................................................................................68
Коммуникация и рациональность. Ответ на тезис В.Н. Поруса..................................68
Коммуникация и интерсубъективность. Ответ на тезис Н.М. Смирновой................73
РАЗДЕЛ III. ОТ НАБЛЮДЕНИЙ К ОПИСАНИЯМ. СТАРОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМАНТИКА И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ....................................................................78
Теория самоописаний Никласа Лумана..........................................................................78
Семантика как периодически воспроизводимый «культурный запас понятий»...........................................................................................81
Измерения самоописаний.................................................................................................82
«Общество общества» как автологическое самоописание............................................85
Онтология как предметное измерение смысла в староевропейских семантиках.........................................................................................................................87
Семантика индивидуальности –социальное измерения смысла в староевропейских семантиках.........................................................................................................................90
Временное измерение смысла: от староевропейской семантики к системно-теоретическим самоописаниям........................................................................................91
Социальная структура и семантика времени..................................................................92
Самоописание как социоэпистемологическая рефлексия и массмедийное событие... 93
РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ НАУКИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ.........................................................................................................................96
Начало системно-коммуникативного подхода к исследованию науки: «Наука как призвание» Макса Вебера и староевропейская семантика...........................................96
Системно-коммуникативная интерпретация науки в контексте классических эпистемологических проблем..........................................................................................112
Социально-коммуникативные основания науки Никласа Лумана.............................127
Истина и знание в системно-коммуникативном подходе к анализу науки..............141
К понятию эволюции научной коммуникации.............................................................155
Case study: Социальная философия науки Фридриха Шлейермахера -системно-коммуникативная интерпретация..................................................................................167
Case Study: Огуст Конт и У. Хьюэлл -системно-коммуникативная интерпретация..................................................................................................................183
Приложение к главе: Никлас Луман. Эволюция. Глава из книги «WissenschaftderGesellschaft». Suhrkamp. 1993. S. (в сокращении)........................................................191
РАЗДЕЛ V. ОТ НАУКИ К ПРОТЕСТУ, ИЛИ КАК ВОЗМОЖНЫ СТРУКТУРНЫЕ СОПРЯЖЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМАХ?..220
РАЗДЕЛ VI. ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЕГО СИСТЕМНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ..................................................232
Генезис радикализма и позитивная программа его исследований.............................232
Феноменология протеста. Протест как неорганизованная организация и неинституциализированный институт..........................................................................245
Протест и радикализм в функии общественного иммунитета...................................261
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................274
ОБ АВТОРАХ.....................................................................................................................286