Успешная работа современного специалиста невозможна без постижения универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, социальных институтов и человеческих сообществ. Речь идет о социальной коммуникации с ее бесценными возможностями. Настоящий учебник является адаптированным для восприятия студентов изложением семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации в интерпретации автора. Предлагаются методы и подходы, знакомящие с комплексными социально-диагностическими и социально-проектными технологиями, направленными на совершенствование коммуникативных навыков людей. Значительная часть иллюстративного материала представляет собой данные социально-диагностических и социально-проектных исследований, проведенных под руководством автора.
Оглавление
Предисловие ...................................................................................................................................5
Введение................................................................................................................................................. 7
Глава I. Социальная коммуникация — универсальный механизм социального взаимодействия ........................................... ……………………………………………………………………………………………………………………9
§ 1. Модели социальной коммуникации: от информирования — к диалогу……………… ……..............9
§ 2. Текст как коммуникативный знак высшего порядка ..................................................................16
§ 3. Интенция как равнодействующая мотивов и целей общения....................................................24
§ 4. Коммуникативные механизмы понимания: знак, значение, смысл ..........................................31
§ 5. Дифференциация аудитории по уровню развития коммуникативных (интерпретационных) навыков....................................................................................................................................................39
§ 6. Коммуникативные интенции в «картинах мира» разных интерпретационных групп аудитории.................................................................................................................................................51
§ 7. Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности................................................59
Глава II. Современные социальные коммуникации: методы анализа и проблемы социальной эффективности ......................... ………………………………………………………………………………………………………….64
§ 8. Технологии социально ориентированного управления коммуникационными процессами ..................................................................................................................................................................64
§ 9. Методика и процедуры комплексного междисциплинарного опроса аудитории ..................................................................................................................................................................72
§ 10. Социальная диагностика коммуникационных процессов в современных системах управления..............................................................................................................................................78
§ 11. Критерии социальной эффективности средств массовой коммуникации (СМК) ..................................................................................................................................................................93
§ 12. Текст-имидж (образ) как вид социальной коммуникации ......................................................106
§ 13. Латентные технологии информационных войн и «двойных стандартов»……….......................116
Глава III. Приложения ..................................................................... ………………………………………………….121
§ 14. Анкета и рабочий аппарат комплексного междисциплинарного исследования «картины мира современных детей в свете парадигмы толерантности»...................................................................121
§ 15. «Картины мира» современных школьников в свете парадигмы толерантности: опыт комплексного междисциплинарного исследования ………..................................................................128
§ 16. Социальная диагностика информационной среды современных детей: от теории к практике...................................................................................................................................................136
§ 17. Социальные технологии изучения имиджа.................................................................................153
§ 18. «Горка понимания» (фрагменты занятий с детьми по развитию коммуникативных навыков)..................................................................................................................................................156
§ 19. По материалам инновационных семинаров: Отработка диалогического имиджа....................................................................................................................................................165
§ 20. Практикум: проверяем и совершенствуем навыки понимания ................................................171
Глава IV. Программа учебной дисциплины «Социальные коммуникации» для студентов академического бакалавриата ... ……………………………………………………………………………………………………..179
1. Организационно-методические указания......................................................................................179
2. Содержание тем программы...........................................................................................................180
3. Перечень учебных мероприятий по текущему и промежуточному контролю знаний...............186
4. Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины............................................186
5. Тестовые задания для оценки качества освоения дисциплины...................................................187
Заключение............................................................................................................................................189
Литература ............................................................................................................................................193
Указатель основных терминов............................................................................................................199