Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты

Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты



Арутюнова Е.М.
Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 521—532.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1266

Размещена на сайте: 25.09.20

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1266 (дата обращения 25.09.2020)



Ссылка при цитировании:

Арутюнова Е.М. Языковые проблемы в представлениях россиян: актуализация и новые контексты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 521—532.
DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1266

Аннотация

Статья посвящена анализу актуальных проблем языковой политики и практики в России в последние несколько лет. Использованы данные массового опроса по репрезентативной общероссийской выборке, проведенного ВЦИОМ по заказу ФАДН России, а также материалы социологических исследований в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), реализованных Центром исследования межнациональных отношений ФНИСЦ РАН. В контексте актуализации вопросов статуса русских и русского языка в общественно-политическом пространстве показано, что в общероссийской гражданской идентичности русский язык как идентификатор значим для почти половины россиян и уступает только общему государству. Важный вывод состоит в том, что русский язык как идентификатор общероссийской гражданской идентичности значим для русских в гораздо большей мере, чем для людей других национальностей, и усиление его позиций в правовом поле может иметь дестабилизирующее влияние на межэтническое согласие. В контексте языковых противоречий в образовании в статье выявлена преобладающая установка россиян в целом на добровольное изучение государственных языков республик, впервые изученная на общероссийской выборке.

 

Ключевые слова:

языковая политика языковые противоречия общероссийская идентичность образование российские республик language policy language conflict all-russian identity education russian republics

Рубрики:

Этносоциология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: