Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и интернет

Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и интернет



Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А.
Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и интернет // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 560—571.
ISSN 2408-8897
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-560-571
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43934961

Размещена на сайте: 28.09.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/24536 (дата обращения 28.09.2020)



Ссылка при цитировании:

Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и интернет // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 560—571.
DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-560-571

Аннотация

В статье рассматривается динамика потребления ТВ и Интернет разными возрастными когортами в условиях кардинальных изменений российского медиаландшафта. За последнее десятилетие медиасреда достигла уровня массового использования новейших коммуникационных технологий, основу которых составляют высокоскоростной мобильный Интернет и его разнообразные приложения. Результаты сопоставления исследований 2012 и 2017 годов фиксируют разнонаправленные тренды: прирост среднесуточного времени использования Интернета в средних и отчасти в старших когортах и умеренный рост в молодых группах. Длительность просмотра ТВ является циклическим феноменом — производным от разных этапов жизненного цикла и социализации: потребление ТВ в одних и тех же когортах в пятилетнем интервале имеет тенденцию к снижению. Согласно концепции медиазамещения Интернет отчасти является функциональной альтернативой ТВ — здесь потребности аудитории находят более полное удовлетворение и получают свое развитие на основе новых технологических возможностей. Отдельно в статье рассмотрены особенности медиапотребления цифрового поколения двухтысячных, или миллениалов. Этой группе свойственна внутренняя дифференциация: ее образуют нескольких различающихся возрастных и социально-профессиональных подгрупп, которым присущи серьезные отличия в среднесуточной длительности использования ТВ и Интернета. Все указанные тренды медиапотребления претерпели изменения в период коронавирусного кризиса: изменения в режиме жизнедеятельности людей и принципиально иная информационная повестка дня привели к росту использования медиа, прежде всего ТВ и Интернета. Долгосрочный тренд постепенного уменьшения аудитории российского ТВ сменился на обратный: средняя длительность просмотра ТВ возросла, причем во всех когортах. В условиях кризиса ведущие функции медиа — информационная и рекреативная — оказались еще более востребованными, чем прежде.

Ключевые слова:

возрастные когорты массовая коммуникация телевидение интернет цифровизация медиапотребление цифровое поколение миллениалы age cohorts mass communication tv internet digitalization media consumption digital generation millennials

Рубрики:

Социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: