Цифровизация образования: риски дегуманизации // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 3179-3184. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM)
Кравченко С.А.
Цифровизация образования: риски дегуманизации // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 3179-3184. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM)

Глава из книги: Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020 – 6003 с. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM)
ISBN 978–5–904804–30–5
DOI: 10.19181/kongress.2020.379
Размещена на сайте: 30.11.20
Текст статьи/сборника опубликован на сайте Российского общества социологов (РОС) URL: https://www.ssa-rss.ru/files/congress/congress_2020.pdf (дата обращения 30.11.2020)
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.19181/kongress.2020.379
Аннотация
Цифровизация современного образования носит амбивалентный характер. С одной стороны, новейшие технологии обеспечивают прямой доступ к практически всему знанию, выработанному человечеством. Молодые люди обретают немыслимые ранее возможности видения и познания мира. Однако, с другой стороны, цифровизация образования в целом основывается на сохраняющихся дегуманистических принципах формальной и макдональдизированной рациональности, прагматизма и меркантилизма, которые подрывают функциональность жизненных миров, не отвечают судьбоносным мечтам о формировании гармонично развитого человека, живущего в социально справедливом, гуманном обществе. Ускоряющееся развитие и усложняющееся становление социо-техно-природной реальности востребовали принципиально новый тип гуманизма, предполагающий оптимальное соразвитие человека, общества, техники и природы. Такой тип гуманизма объективно необходим, ввиду возникших сложных рисков, проявляющихся в утрате способности людей контролировать ненамеренные последствия научных и технологических достижений. Цифровизация современного образования не готовит молодежь к жизни с такими рисками. Вместе с тем, если придать цифровизации образования гуманистический вектор развития, то оно может стать движителем производства Добра, гуманизации человека, формирования им дружественных отношений с природой.
Ключевые слова:
цифровизация образование гуманизм риски дегуманизации молодежь травма humanism risks of dehumanization education digitalization youth traumaРубрики:
Социология образованияСоциология коммуникаций
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Кузнецов Р. С., Лагутина М.А.
Подходы к цифровизации высшего образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 219-231. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9417 - Рыбакова М. В.
Риски трансформации образования: ретроспективный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4. С. 84-96. - Семенов Е. В., Соколов Д. В.
Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 4. Ч. 1. С. 137‐153. - Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А. Т.
Особенности применения новых цифровых технологий в системе инклюзивного образования // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 272-280. - Иванов А. В., Мерзликин Н. В.
Цифровая реальность в социологическом измерении: социодинамика развития // Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2021 году: [монография] / В. К. Левашов [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов, Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. С. 359-371.