(2020) Социальные гарантии и льготы по месту работы: нестабильность и неутешительная динамика. The Journal of Social Policy Studies. извлечено от https: ...

(2020) Социальные гарантии и льготы по месту работы: нестабильность и неутешительная динамика. The Journal of Social Policy Studies. извлечено от https: ...



Козырева П.М., Смирнов А.И.
(2020) Социальные гарантии и льготы по месту работы: нестабильность и неутешительная динамика. The Journal of Social Policy Studies. извлечено от https://jsps.hse.ru/article/view/11472. Первая публикация 04.10.2020
ISSN 1727-0634

Размещена на сайте: 14.01.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/article/view/11472 (дата обращения 14.01.2021)



Ссылка при цитировании:

Козырева П.М., Смирнов А.И. (2020) Социальные гарантии и льготы по месту работы: нестабильность и неутешительная динамика. The Journal of Social Policy Studies. извлечено от https://jsps.hse.ru/article/view/11472. Первая публикация 04.10.2020

Аннотация

В работе прослеживаются изменения, которые произошли за последниедва десятилетия в практике предоставления социальных гарантий и льготработникам на российских предприятиях. Анализ основывается на дан-ных «Российского мониторинга экономического положения и здоровьянаселения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)». Данный мониторинг позволяетпроследить, как менялась система социальных гарантий и льгот на рос-сийских предприятиях. Но при этом присутствует понятная ограничен-ность изысканий, обусловленная структурой и содержанием инструмен-тария, в частности тем фактом, что вопрос о предоставлении социальныхльгот включался не во все волны обследования. Показано, что несмотряна позитивные сдвиги в области обеспечения социально-экономическихправ россиян, значительным остается число граждан, которые не могутпользоваться по месту работы обязательными социальными гарантиями,установленными законом. Кроме того, в кризисных условиях даже благо-получные предприятия вынуждены идти на сокращение перечня и объемасоциальных благ и услуг, которыми обеспечивается персонал дополни-тельно к обязательным социальным гарантиям. Охват работников такимигарантиями шире в сельской местности, тогда как возможности получениядополнительных льгот и услуг выше у персонала городских предприятий.Анализ различных аспектов дифференциации уровня обеспеченностиработников социальными гарантиями и льготами по месту работы (между предприятиями разных типов и видов, профессиональными группами)выявил повышение нестабильности в оказании многих видов дополни-тельных социальных услуг и рост неравенства в возможностях доступак ним на предприятиях. Различные формы социальной поддержки ак-тивнее используются на государственных предприятиях, чем на частных.При этом дополнительными социальными льготами лучше других обе-спечиваются руководители, специалисты высшего и среднего уровняквалификации, а хуже всех – неквалифицированные рабочие, т. е. работ-ники с самой низкой заработной платой. В условиях дефицита высоко-квалифицированной рабочей силы обеспечение сотрудников дополни-тельными социальными благами и услугами частично помогает решатьпроблему укомплектования высокотехнологичных рабочих мест специ-алистами с современными компетенциями, тем самым только обостряяпроблему социального неравенства.

Ключевые слова:

благополучие социальные льготы социальный пакет социальное неравенство rlms-hse prosperity social benefits benefits package social inequality rlms-hse

Рубрики:

Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации: