Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме

Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме



Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е.
Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46322204

Размещена на сайте: 31.08.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/26812/19514 (дата обращения 31.08.2021)



Ссылка при цитировании:

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224.
DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224

Аннотация

Пандемия COVID-19 поставила весь мир перед конкретными вызовами, которые потребовали принятия неотложных решений по организации функционирования различных социальных институтов в условиях новой реальности. В полной мере это коснулось института образования. В связи с угрозой распространения инфекции системы образования стран мира были вынуждены, начиная с марта 2020 года, адаптировать свою деятельность к вводимым карантинным мерам и осуществить перевод всей работы в удаленный формат. В той или иной степени это затронуло все уровни образования – от дошкольного до высшего и дополнительного. Однако проблемы, которые пришлось оперативно решать на каждом уровне обучения, существенно отличаются. В данной работе приводится сравнительная оценка деятельности вузов России студентами в период пандемии на этапе вынужденного дистанта весной 2020 г. и планового перехода в удаленный формат работы осенью 2020 г. Основой для проведения анализа послужило исследование мнений студентов вузов России, реализованное в июне 2020 г. (N=31423) и в феврале 2021 г. (N=32358). В качестве гипотезы исследования разрабатывалось предположение о том, что выраженные весной негативные реакции на работу в дистанте и неприятие такого формата значительной частью участников образовательного процесса к осени 2020 г. стали более сглаженными и не носили столь острого характера. Результаты двух этапов исследования показывают, что за прошедший год российские вузы прошли значительный этап цифровой трансформации, который затронул как ресурсы организации образовательного процесса, так и компетенции профессорско-преподавательского состава. Опыт работы, полученный в сложных и непредсказуемых условиях пандемии, позволил изменить общественное мнение от резко негативного восприятия дистанта до понимания и принятия его положительных и продуктивных форм для системы образования и субъектов образовательного процесса. Внедрение цифровых технологий и связанных с ними ресурсов – это объективный и неизбежный процесс современного развития образовательной сферы и страны в целом.

Ключевые слова:

высшее образование дистанционное обучение пандемия цифровая трансформация образовательные ресурсы система управления обучением (lms) образовательное неравенство качество образования tertiary education distance learning/teaching pandemic digital transformation educational resources learning management system (lms) educational inequality quality of education

Рубрики:

Социология образования
Социология общественного мнения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: