Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19

Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19



Рязанцев С.В., Очирова Г.Н.
Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 4. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067
ISSN 2499-9881
DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47088317

Размещена на сайте: 01.11.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067/full?_lang=ru (дата обращения 01.11.2021)



Ссылка при цитировании:

Рязанцев С.В., Очирова Г.Н. Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 4. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29067
DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3

Аннотация

В статье рассматривается влияние пандемии COVID-19 на потоки иностранных студентов, в том числе отмечается сокращение масштабов международной учебной миграции и ухудшение положения иностранных студентов в странах приема. Выявлено, что пандемия COVID-19 изменила положение иностранных студентов, многие из которых, выехав в свои страны, в настоящее время не могут вернуться к месту обучения, а те студенты, которые не возвращались на родину, не видят перспектив оставаться в странах получения образования по разным причинам. Мировой рынок образовательных услуг оказался серьезно нарушенным в результате пандемии. Отмечается, что трансформируется миграционная политика стран приема международных образовательных мигрантов в сторону роста ограничений: учебные визы не выдаются, отзываются визы у граждан некоторых государств, усложняется процедура выдачи виз и видов на жительство. В статье констатируется, что наступает новый этап в развитии и регулировании международной образовательной миграции, который, возможно, приведет к переструктурированию мирового рынка образовательных услуг. Вследствие пандемии COVID-19 происходит диверсификация направлений международной образовательной миграции. Выявлено, что Великобритания и Канада воспользовались ситуацией пандемии и нарастили объемы экспортных услуг в сфере высшего образования. Несмотря на пандемию COVID-19, России также удалось увеличить прием иностранных студентов в 2020 году посредством либерализации процедуры приема: онлайн-подачи документов, проведения вступительных испытаний онлайн, отсрочки предоставления оригиналов документов и пр. В сочетании с фактором низкой стоимости обучения и проживания переформатирование мирового рынка образовательных услуг дает России хорошие шансы на выход на новый уровень привлечения иностранных студентов, в том числе за счет азиатских стран (КНР, Вьетнам и др.).

Ключевые слова:

иностранные студенты образовательная миграция человеческий капитал экспорт образования пандемия covid-19 цифровизация образования онлайн-миграция миграционная политика foreign students educational migration human capital education export covid-19 pandemic digitalization of education online migration migration policy

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: