Карымы и семейские в Бурятии: трансформации этнического фронтира (по материалам полевого исследования в селах Хасурта и Унэгэтэй)

Карымы и семейские в Бурятии: трансформации этнического фронтира (по материалам полевого исследования в селах Хасурта и Унэгэтэй)



Галиндабаева В.В., Карбаинов Н.И.
Карымы и семейские в Бурятии: трансформации этнического фронтира (по материалам полевого исследования в селах Хасурта и Унэгэтэй) // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / Отв. ред. И.В. Нам – Москва; Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. С. 795.
ISBN 978-5-94621-996-9

Размещена на сайте: 05.11.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Галиндабаева В.В., Карбаинов Н.И. Карымы и семейские в Бурятии: трансформации этнического фронтира (по материалам полевого исследования в селах Хасурта и Унэгэтэй) // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / Отв. ред. И.В. Нам – Москва; Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. С. 795.

Аннотация

В докладе мы предлагаем свою интерпретацию концепции этнического фронтира, которая представляет собой ревизию теории границ Ф. Барта. На наш взгляд, этнический фронтир представляет собой пространство, в котором невозможно провести четкую границу между этническими группами по той причине, что сосуществующие в нем наборы этномаркеров в одних ситуациях дополняют друг друга, в других – противоречат друг другу, но при этом ни один из них не является доминирующим в определении этнической идентификации. Акторы в таком пространстве постоянно переключаются между разными наборами этномаркеров в зависимости от контекста. Данная проблема в докладе рассмотрена на примере истории двух сел в Бурятии – Хасурты и Унэгэтэя, совместно населенных двумя метисными группами: карымами и семейскими. Первые являются потомками крещеных бурят и русских, а вторые – русские старообрядцы, также сильно смешанные с бурятами. На примере этих метисных сообществ мы показываем, как происходит формирование этнического фронтира и его трансформация на протяжении трех периодов: имперского, советского и постсоветского. Дореволюционная национализирующая империя, советский режим наций, основанный на этнической принадлежности, и постсоветское социальное воображение, взывающее все больше к расе и религии, предоставили различные условия и языки для выражения гибридной идентичности карымов и семейских. На протяжении всех этих периодов самоидентификация двух групп не полностью совпадала с категоризацией государственных агентов.

Ключевые слова:

метисные сообщества этнический фронтир бурятия metis communities ethnic frontier buryatia

Рубрики:

Этносоциология
Социология села



Возможно, вам будут интересны другие публикации: