Журнал: Вестник Института социологииЛарина Т. И.О взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных черт с отношением к сенситивной теме (на примере проблемы домашнего насилия)

Журнал: Вестник Института социологии

Ларина Т. И.

О взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных черт с отношением к сенситивной теме (на примере проблемы домашнего насилия)

Ларина Татьяна Игоревна, к.соц.н., доц., Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
larina-ti@rudn.ru

DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.10

ID статьи на сайте журнала: 1014


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Ларина Т. И. О взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных черт с отношением к сенситивной теме (на примере проблемы домашнего насилия) // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. С. 192-212.
DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.10. EDN: SIQVRL

Рубрика:

Риски социальных метаморфоз

Аннотация

Статья представляет собой обзор результатов проведенного автором поискового эмпирического исследования, целью которого являлась проверка связи субъективных факторов, таких как эмоциональный интеллект и черты «Большой пятерки» с отношением к сенситивным тематикам в социологических опросах (на примере проблемы домашнего насилия). Тема домашнего насилия была выбрана, поскольку она активно обсуждается в медиадискурсе, но, в то же время, еще остается достаточно табуированной для российского общества. Сенситивность вопросов определяется не только темой, но и личностным контекстом, поэтому для исследования в качестве субъективных факторов выбраны эмоциональный интеллект и черты характера. Для измерения эмоционального интеллекта использован тест Н. Шутте, как надежный, валидный и в то же самое время не слишком объемный для психологической методики инструмент, а для выявления черт «Большой пятерки» – методика М. С. Егоровой и О. В. Паршиковой. Часть вопросов о домашнем насилии взяты из опросов ВЦИОМ (2011, 2019 гг.) и ФОМ (2019 г.), добавлены также авторские вопросы, включающие «шкалу искренности», по которой респондент в конце анкеты мог оценить степень своей искренности при ответах на заданные вопросы. В качестве испытуемых выступили студенты в возрасте 18-24 лет (n = 125). Были проведены сравнение полученных результатов с результатами опросов по теме домашнего насилия ВЦИОМ и ФОМ по возрастной группе 18-24 года, а также корреляционный анализ, выявивший наличие слабой связи между показателями эмоционального интеллекта, экстраверсией и отношением к теме домашнего насилия. В результате получен весьма значимый вывод о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта связан с искренностью респондентов при ответах на сенситивные темы. Статья будет интересна в первую очередь специалистам, интересующимся методологией социологических исследований и междисциплинарными исследованиями.

Ключевые слова

социология, психология, домашнее насилие, сенситивная тематика, эмоциональный интеллект, модель «Большая пятерка», искренность, полевые исследования

Литература

  1. Астафичева Е. Ю. Эмоциональный интеллект, успешность и психологическая адаптивность к среде как факторы обеспечения эффективности социального управления // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2023. Т. 99. № 3. С. 176–183. DOI: 10.35750/2071-8284-2023-3-176-183; EDN: RPKULS.
  2. Бочкова М. Н., Мешкова Н. В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 49—59. DOI: 10.17759/jmfp.2018070205; EDN: XZTFTF.
  3. Волченко Т. В. Влияние личностных характеристик талантливых сотрудников на их добровольное увольнение // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2023. Т. 58. № 1. С. 86–109. DOI: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-5; EDN: KRGJSE.
  4. Егорова М. С., Паршикова О. В. Психометрические характеристики короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) //Психологические исследования. 2016. Т. 9 № 45. DOI: 10.54359/ps.v9i45.492; EDN: WAOVAH.
  5. Казун А. П. Влияние пандемии коронавируса на домашнее насилие: обзор международных исследований // Женщина в российском обществе. 2022. № 1. С. 72—86. DOI: 10.21064/WinRS.2022.1.6; EDN: KLGQVW.
  6. Казун А. П., Карпушкина А. A. и др. Бьет—значит любит? Стратегии депроблематизации домашнего насилия в российских СМИ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 149—171. DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2220; EDN: REEIFZ.
  7. Калугин А. Ю., Щебетенко С. А. и др. Психометрика русскоязычной версии big five inventory-2 // Психология. Журнал ВШЭ. 2021. Т. 18. № 1. С. 7–33. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-7-33; EDN: REEIFZ.
  8. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 29—36. DOI: 10.17759/jmfp.2019080303; EDN: AKVAEU.
  9. Ларина Т. И., Старостина А. А. Социокультурные особенности проблемы домашнего насилия в России // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 33–39. DOI: 10.24158/spp.2023.6.4; EDN: XBDGUT.
  10. Мягков А. Ю. Сенситивные исследования: опыт ретроспективного анализа и концептуализации // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 3. С. 8–28. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.3.1; EDN: BKJOVE.
  11. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. и др. Личностные характеристики участников фокус-группового исследования как фактор повышения качества данных // Вестник РУДН. Социология. 2021. Т. 21. № 4. С. 722–738. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-722-738; EDN: DJEMTE.
  12. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И., Гудкова Я. А. Диагностика уровня конформности студенческой молодежи // Вестник РУДН. Социология. 2022. Т. 22. № 3. C. 518–530. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-3-518-530; EDN: VNCLCV.
  13. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И., Старостина А. А. Восприятие фейковых новостей студенчеством с разными психологическими характеристиками: результаты методического эксперимента // Вестник РУДН. Социология. 2023. Т. 23. № 4. C. 800–811. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-4-800-811; EDN: IDLUVM.
  14. Рязанцев С. В., Письменная Е. Е., Смирнов А. В. Влияние социального интеллекта на адаптацию трудовых мигрантов в условиях пандемии COVID-19 // Сибирский психологический журнал. 2022. № 84. С. 94–110. DOI: 10.17223/17267080/84/5; EDN: KUCQBG.
  15. Сербина Г. Н, Мацута В. В., Гойко В. Л. Анализ связи психологических характеристик пользователей социальной сети «Вконтакте» с подписками на сообщества с девиантным контентом // Вестник Томского госун-та. 2021. № 467. С. 164–169. DOI: 10.17223/15617793/467/20; EDN: ROUQRX.
  16. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А. и др. Тест эмоционального интеллекта: Метод. пос. М.: ИП РАН, 2019. 178 c.
  17. Соколов Б. О., Завадская М. А. Социально-демографические особенности, личностные черты, ценности и установки ковид-скептиков в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 410—435. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.1938; EDN: PLQPRG.
  18. Тупикова В. А., Гудкова Я. А., Овчинников-Лысенко Е. Г. Эмпатия студентов в контексте риска экстремизма // Вестник РУДН. Социология. 2023. № 3. С. 579–589. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-579-589; EDN: VOSQYG.
  19. Ушакова Я. В., Матюгина М. В. Отношение молодежи к домашнему насилию: пережитый опыт и будущие практики // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2022. № 4(68). С. 118–125. DOI: 10.52452/18115942_2022_4_118; EDN: MLRSTI.
  20. Goldberg L. R. Language and individual differences: The search for universals in personality lexicons // Review of Personality and Social Psychology. 1981. No. 2(1). P. 141–165. DOI: 10.1037/0022-3514.59.6.1216.
  21. Grieve R. Mirror mirror: The role of self-monitoring and sincerity in emotional manipulation // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 8. No. 51. P. 981–985. DOI: 10.1016/j.paid.2011.08.004.
  22. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) user's manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002.
  23. Salovey P., Mayer D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9(3). P. 185 –211.
  24. Schutte N. S., Malouff J. M. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167–177. DOI: 10.1016/s0191-8869(98)00001-4.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 51, 2024
>> Архив журнала