Журнал: Вестник Института социологииЛевченко Н. В., Роговая А. В.Кинематограф как предмет социологической рефлексии: анализ научных публикаций

Журнал: Вестник Института социологии

Левченко Н. В., Роговая А. В.

Кинематограф как предмет социологической рефлексии: анализ научных публикаций

Левченко Наталья Валерьевна, к.соц.н. старший научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
natalya_levchenk@mail.ru

Роговая Анастасия Владимировна, к.соц.н. старший научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
av_rogovaya@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.15

ID статьи на сайте журнала: 1019


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Левченко Н. В., Роговая А. В. Кинематограф как предмет социологической рефлексии: анализ научных публикаций // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. С. 303-323.
DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.15. EDN: DKCUDX

Рубрика:

Социология науки

Аннотация

В статье представлен анализ публикаций, посвященных кинематографу в ведущих социологических журналах, начиная с 1976 г. по настоящее время. Цель исследования заключается в выявлении социологической интерпретации трансформации отечественного кинематографа в ретроспективе, а также основных тенденций в развитии российской социологии кино. В ходе анализа научные публикации были систематизированы по годам и направлениям исследований, что позволило четче определить актуальные проблемы киноведения. Начиная с советского периода киноиндустрия рассматривалась социологами с точки зрения взаимодействия «кино-зритель», как средство пропаганды, репрезентации и решения практических задач. Исследования проводились в рамках анализа статистики кинопроката, а также мотивов и факторов выбора фильмов зрителями. Зафиксировано, что авторы фокусировались на количественных исследованиях, касающихся преимущественно тематики посещаемости кинотеатров, их репертуара и зрительского спроса. Часть работ опиралась на сравнительный анализ с зарубежными исследованиями, отмечая нехватку междисциплинарных исследований в отечественной социологии кино. Вместе с тем как в советский период, так и позднее практически не выявлено работ, посвященных региональному кинематографу, в том числе этническому, история которого начинается в первой половине XX в.

В настоящее время ученые отмечают, что несмотря на возрождение федерального кино, оно все еще не отвечает запросам общества, не становится тем видом искусства, которое формировало бы национальную культуру. Наблюдается нехватка теоретического и методологического анализа социологических исследований, особенно с применением качественных методов, значения кино для российского общества. Представляется актуальным дальнейшее изучение вопросов кино как искусства. Также следует искать ответы на вопросы, какие функции сейчас оно несет и/или должно нести, каковы перспективы социологических исследований в рамках развития регионального кино. Анализ исследований в области киноведения позволит выдвинуть новые проблемно-предметные поля социологии кино в контексте современных вызовов.

Ключевые слова

социология кино, социологические журналы, российское кино, региональное кино, единство и разнообразие

Литература

  1. Аксенова О. В. Единое пространство институтов и ценностей // Социокультурные основания советского модерна / Отв. ред. О. В. Аксенова. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 300 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-397-3.2022.
  2. Адельфинский А. Создавая героя… смеясь над паяцами? Репрезентация спорта и физкультуры в советском кино после олимпийского разворота в политике // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 108–136. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-4-108-136; EDN: WXZWMV.
  3. Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 97–102.EDN: VIVRMZ.
  4. Андреев А. Л. Студенты о кино // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006. № 4. С. 40–50. EDN: PCYCPB.
  5. Баньковская С. Видеосоциология: теоретические и методологические основания // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 129–166. DOI: 10.17323/1728-192X-2016-2-129-166; EDN: WITRMV.
  6. Богданова А. Л., Провоторов В. А. Кинотеатр как социокультурный полигон досуга // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 88–92.
  7. Богданова Н. М. «Визуальная социология» — новая наука или особый угол зрения? // Социологический журнал 2012. № 3. С. 67–79. EDN: PELCIT.
  8. Васильева В. О., Трушкина Е. Ю. Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы // Исторический курьер. 2022. № 5(25). С. 72–91. DOI: 10.31518/2618-9100-2022-5-6; EDN: YZCBDP.
  9. Войковский М. И. Как защитить отечественную кинокультуру // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 106–112.
  10. Глотов М. Б. Студенчество и кинематограф // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 75–83.
  11. Горшков М. К. Социология в России: становление и развитие // Социологическая наука и практика. 2017. № 2(18). С. 7–29.DOI: 10.19181/snsp.2017.5.2.5147; EDN: YSPEUN.
  12. Горюнов С. П. Факторы, влияющие на посещаемость кинотеатров // Социологическая наука и практика. 1979. № 3. С. 133–135.
  13. Гофман А. Б. Слишком быстро?! Культура замедления в современном мире // Социологические исследования. 2017. № 10. С. 141–150. DOI: 10.7868/S0132162517100166; EDN: ZNGYOH.
  14. Давтян С. А. О влиянии предварительной информации на выбор фильма мире // Социологические исследования.1977. № 1. С. 105–107.
  15. Денисова-Шмидт Е. В. Прикладные аспекты применения теории лакун // Мир России. Социология. Этнология. 2023. № 32(3). С. 167–179. DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-3-167-179; EDN: LBFRLF.
  16. Дорощук Е. С., Байрактар М. Х. Исторические аспекты и динамика развития национального кинематографа регионов России в контексте этнодокументалистики (на материале Республики Татарстан) // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5(107). С. 144–149. DOI: 10.23670/IRJ.2021.107.5.092; EDN: GZOECZ.
  17. Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 62–67.
  18. Жабский М. И. Вестренизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 25–35.
  19. Жабский М. И. Кинопроизводство в постсоветской России: семь факторов инвестиционного риска // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 127–137. DOI: 10.7868/S0132162518040141; EDN: XNBKLJ.
  20. Жабский М. И. Социальная драма американского кинематографа // Социологические исследования. 1983. № 4. С. 148–153.
  21. Жабский М. И. Социология кино: опыт и проблемы // Социологические исследования. 1977. № 4. С. 102–110.
  22. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 69–74.
  23. Жабский М. И., Тарасов К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования 2019. № 11. С. 73–81. DOI: 10.31857/S013216250007449-6; EDN: KBDGIO.
  24. Жабский М. И. Российское кино — особенности движения вверх // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 149–158. DOI: 10.31857/S013216250009395-7; EDN: EHNYUL.
  25. Иванов Д. И. «Долг» советского человека: опыт реконструкции понятия (на материале кинотекста) // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 105–114. DOI: 10.31857/S013216250008498-0; EDN: FPXCLR.
  26. Ионин Л. Г. И воззовет прошедшее (размышления социолога о новом фильме Т. Абуладзе) // Социологические исследования.1987. № 2. С. 62–72.
  27. Иосифян С. А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 83–88.
  28. Кильдюшов О. Социальный порядок и политическая теология в «Игре престолов»: чем культовый сериал интересен для теоретической социологии // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 139–159. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-1-139-159; EDN: TPHOIA.
  29. Кожокару Т. И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4(44). С. 118–148. DOI: 10.28995/2227-6165-2021-4-118-148; EDN: QJYINC.
  30. Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.DOI: 10.7868/50132162517060010; EDN: YTMFLN.
  31. Левченко Н. В., Роговая А. В. Особенности кинематографа российских регионов: конструирование социальных смыслов // Артикульт. 2023. № 4(52). С. 72–86.DOI: 10.28995/2227-6165-2023-4-72-86; EDN: HRGBFQ.
  32. Митрошенков О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования.2005. № 11. С. 37–46.EDN: OOYVQZ.
  33. Мищенко В. А. Образ семьи в СМИ // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 137–141.
  34. Назаров М. М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 54–64. DOI: 10.31857/S013216250000762-1; EDN: YCNEMX.
  35. Пискунова Л., Янков И. Структура повествования и постклассическая реальность в фэнтези-саге Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» и киносериале «Игра престолов» // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 193–208. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-1-193-208; EDN: RARYSC.
  36. Полуэхтова И. А.  Американские фильмы на российском экране // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 113–119.
  37. Попова К. Исследования визуального в этнометодологии // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 212–232. DOI: 10.17323/1728-192X-2017-3-212-232; EDN: YTHMIH.
  38. Ресенчук М. С. Подросток у телевизора // Социологические исследования. 1980. № 4. С. 109–112.
  39. Рондели Л. Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 92–94.
  40. Рондели Л. Д. Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы? // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 136–138.
  41. Степанов Б. «Comingsoon?»: социология кино и культурный поворот // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 152–177. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-4-152-177; EDN: SKLPQG.
  42. Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 35–41.
  43. Тарасов К. А. Репрезентация насилия в киноиндустрии // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 65–73. DOI: 10.31857/S013216250000799-1; EDN: YCNENF.
  44. Тарасов К. А. Эротическое кино: PRO &CONTRA // Социологические исследования.1994. № 4. С. 64–68.
  45. Тищенко Н. В. Мифологизация тюремной субкультуры в советском кинематографе: анализ двух кинотекстов // Социологический журнал. 2011. № 4. С. 54–68.EDN: PWIOHN.
  46. Тхакахов В. Х. Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 82–89. DOI: 10.31857/S013216250007458-6; EDN: WKSEJG.
  47. Ульянова М. Связующие звенья в системе распределения в киноотрасли: кино- и видеопрокат // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С. 53–56.EDN: HTLUDJ.
  48. Федоров А. В. Права ребенка и насилие на экране // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. №2. С. 87–95.EDN: PCTDNR.
  49. Фомин И. В., Ильин М. В. Социальная семиотика: траектории интеграции социологического и семиотического знания // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 4. С. 123–141. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6822; EDN: XXBLEY.
  50. Хагуров Т. Д. Постмодернизм в поле массовой культуры // Социологические исследования. 2007. № 9. C. 125–130.EDN: ICAJLT.
  51. Хвостов А. А. Отражение социальных проблем общества в фильмах ужасов // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 117–121.EDN: OJFEYD.
  52. Чубайс И. Б. Я. Коблевская. Пропаганда и воспитание. Очерки в средствах массового воздействия. Варшава, 1974, Издат: Институт Центрального совета профессиональных союзов, 280 с. // Социологические исследования. 1976. № 4. С. 224.
  53. Шариков А. В. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. 2005. № 2. С. 137–140.
  54. Шмерлина И. А. Семиотическая концепция социальности: постановка проблемы // Социологический журнал. 2006. № 3-4. С. 25–45.EDN: PCNMED.
  55. Шмидт В. Р., Шуршин К. В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 58–64.
  56. Шумаков С. Л. Производственная тема в кинематографе 70–80-х годов // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 128–136.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 51, 2024
>> Архив журнала