Журнал: Вестник Института социологииОстровская Е. А., Бадмацыренов Т. Б.Российский буддизм, традиционные ценности и публичная медиасфера

Журнал: Вестник Института социологии

Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б.

Российский буддизм, традиционные ценности и публичная медиасфера

Островская Елена Александровна, д.соц.н., доц., Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e.ostrovskaya@spbu.ru

Бадмацыренов Тимур Баторович, д.соц.н., доц., Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия
badmatsyrenovtb@bsu.ru

DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.16

ID статьи на сайте журнала: 1020


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Российский буддизм, традиционные ценности и публичная медиасфера // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. С. 324-344.
DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.16. EDN: NYZOXB

Рубрика:

Социология религии

Аннотация

Настоящая статья является продолжением опубликованного ранее исследования стратегий русскоязычной буддийской общины в отношении Интернета и новых медиа и посвящена анализу общественного вклада буддийских гражданских инициатив. Сложность данной темы заключается в ее новизне и крайне слабой изученности сквозь призму социологических методологий. Меж тем, трансформации российского общества в сферах политики, права, образования и религии настоятельно требуют от социологов как новых теоретических рефлексий о релевантности устоявшихся методологий исследований, так и новых прикладных исследований измененной реальности. Аналитической рамкой исследования стала комбинация концепций постсекулярного общества Юргена Хабермаса и «организационного субстрата» Джулии Бергер. Прикладная часть исследования включила в себя экспертные интервью по теме гражданских буддийских инициатив периода 1990–220-х гг. и case-study двух буддийских неправительственных организаций – «Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма» и «Фонд содействия буддийскому образованию и исследованиям». Проведенный анализ позволил выделить идеациональный и партикулярный компоненты организационного субстрата буддийских неправительственных организаций. Идеациональная составляющая организационного субстрата обоих фондов базируется на буддийской регламентации социального действия как нацеленного на обретение благой заслуги и принесения пользы живым существам, очищение сознания. Ключевые векторы гражданской активности российских буддистов-мирян определяются партикуляризмом буддийской модели распространения учения (запрет миссионерства, Учение как Дар проповеди), доктринальной регламентацией социальной деятельности мирян и религиозных профессионалов, партикулярной моделью воспроизводства традиционных ценностей через буддийское образование. Выявленный авторами организационный субстрат позволил авторам изучить основные направления гражданских инициатив российских буддистов. Таковыми, сообразно субстрату, стали создание медианиши традиционного буддизма в публичной сфере российского общества; медиация отношений между традиционным буддизмом и политико-правовой и научно-образовательной подсистемами российского общества. Анализ этапов институционализации буддийских неправительственных организаций показал, что первый этап включил формирование общественной инициативы снизу, второй этап охватил построение долгосрочного диалога с властью по проблеме воспроизводства буддийского образования, а нынешний, третий этап – консолидацию буддийской сангхи в социокультурном и политико-правовом контексте Российской Федерации.

Ключевые слова

постсекулярность, религиозные неправительственные организации, организационный субстрат, российский буддизм, публичная сфера

Литература

  1. Нестеркин С. П. «Социально вовлеченный буддизм» на Западе // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 4А. С. 187–193. EDN: YLJUGQ
  2. Островская Е. А. Российский буддизм в оправе гражданского общества // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. В. Малашенко, С. Б. Филатова. М.: РОССПЭН, 2009. С. 294–328.
  3. Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Стратегии буддийских сообществ в новых медиа // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 109–119. DOI: 10.31857/S013216250019277-7; EDN: GPPGQB.
  4. Узланер Д. А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Ин-т Гайдара, 2020. 416 с.
  5. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи / Пер. с нем. М. Б. Скуратова. М.: Весь мир, 2011. 336 с.
  6. Berger J. Religious Nongovernmental Organizations: An Exploratory Analysis // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2003. Vol. 14. No. 1. P. 15–40. DOI: 10.1023/A:1022988804887.
  7. Berger J. Divine Polity: The Baha'i International Community and the United Nations. PhD thesis. University of Kent, 2018.
  8. Berger J. Rethinking Religion and Politics in a Plural World. The Bahá’í International Community and the United Nations. N. Y.: Bloomsbury Publishing, 2021. 224 p.
  9. Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T. et al. Russian-Speaking Digital Buddhism: Neither Cyber, nor Sangha // Religions. 2021. No. 12. P. 449. DOI: 10.3390/rel12060449; EDN: HKQYDO.
  10. Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T. Monks, Blogs and Three Media Cases: Russian-Speaking Buddhist Communities in the Era of Social Media // Religions 2024. No. 15. P. 1186. DOI: 10.3390/rel15101186; EDN: BKZGQV.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 51, 2024
>> Архив журнала