Журнал: Социологические исследованияЭндрюшко А. А.Образовательные и трудовые мигранты из постсоветских стран: адаптация в российском обществе и установки на интеграцию

Журнал: Социологические исследования

Эндрюшко А. А.

Образовательные и трудовые мигранты из постсоветских стран: адаптация в российском обществе и установки на интеграцию

Эндрюшко Анна Александровна , научный сотрудник Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
anna.endryushko@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 10318


Ссылка при цитировании:

Эндрюшко А. А. Образовательные и трудовые мигранты из постсоветских стран: адаптация в российском обществе и установки на интеграцию // Социологические исследования. 2024. № 12. С. 60-73.
DOI:

Рубрика:

Демография. Миграция

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу адаптации в российском обществе и интеграционных установок двух групп внешних мигрантов: образовательных и молодых трудовых (возраст 16–30 лет). На материалах трех социологических обследований граждан из постсоветских государств (2017, 2020, 2023 гг.) рассматриваются социально-экономические и социокультурные аспекты адаптации в российском обществе образовательных и трудовых мигрантов, сравниваются их установки на интеграцию, которые предполагают не только желание остаться жить в России, но и поиск точек соприкосновения между родной культурой и культурой принимающего общества. Показано, что по ряду показателей (основным из них является хорошее знание русского языка) образовательные мигранты лучше адаптируются к принимающему социуму, чем трудящаяся иностранная молодежь. У них более долгосрочные планы в России, а намерения идут дальше поверхностного приспособления. В то же время, имея социальный капитал, они более требовательны к социальной среде, которая будет окружать их в новом обществе. Их планы могут быть более гибкими и ситуативными, чем у трудовых мигрантов, в том числе относительно переориентации на другие страны.

Ключевые слова

иммиграция; образовательная миграция; трудовая миграция; адаптация мигрантов; интеграционные установки; иностранные студенты; общероссийская идентичность; межэтнические установки

Литература

Гаврилов К. А., Градировский С. Н., Письменная Е. Е., Рязанцев С. В., Яценко Е. Б. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К. А. Гаврилова, Е. Б. Яценко. М.: Наследие Евразии, 2012.

Деминцева Е. Б. Образовательные траектории молодежи стран СНГ в Москве // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 82–87.

Денисенко М. Б., Мукомель В. И. Трудовая миграция в России в период коронавирусной пандемии // Демографическое обозрение. 2020. Т. 7. № 3. С. 84–107. DOI: 10.17323/demreview. v7i3.11637.

Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Кавеева А. Д., Ахметова С. А., Фурсова В. В. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8. № 1. C. 35–54. DOI: 10.19181/vis.2017.20.1.444.

Краснощеченко И. П., Ковдюк Д. П. Социально- психологическая адаптация студентов- мигрантов и трудовых мигрантов // Международный научно- исследовательский журнал. 2015. № 8–5 (39). С. 38–41.

Лебедева Т. В. Влияние международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. Т. 47. № 4. С. 23–39. DOI: 10.18799/26584956/2022/4/1345.

Мукомель В. И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся: ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Институт социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. С. 414–416.

Полетаев Д. В., Дементьева С. В., Зурабишвили Т. З. Потенциал учебной миграции в профессиональные образовательные организации в контексте новой миграционной политики // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2014. Т. 324. № 6. С. 118–125.

Полетаев Д. В. Учебная миграция в Россию: существующие практики и возможные перспективы // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2012. Т. 10. С. 390–406.

Рочева А. Л., Варшавер Е. А. Миграционные намерения молодежи с миграционным бэкграундом и без: российский случай // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 295–334. DOI: 10.14515/ monitoring.2020.3.1632.

Рязанцев С. В., Очирова Г. Н. Трансформация международной образовательной миграции во время пандемии COVID-19 // Социальное пространство. 2021. Т. 7. № 4. DOI: 10.15838/sa.2021.4.31.3.

Скоробогатова В. И. Правовое регулирование трудоустройства иностранных студентов и выпускников: зарубежный и российский опыт // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 1 (138). C. 246–255. DOI: 10.24412/2227-7315-2021-1-246-255.

Тарадина Л. Д., Шлентова А. Е., Ивашкевич А. А. Трансформация академической привлекательности стран в условиях пандемии // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 117–130. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.009.

Хороших В. В., Логачева Э. А. Карьерные планы иностранных студентов, обучающихся в России // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. Вып. 4. С. 241–250. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-29.

Шитова Н. Б. Образовательная миграция в России: концептуальные вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 98–111. DOI: 10.12737/jrl.2020.083.

Kong L. Balancing Spirituality and Secularism, Globalism and Nationalism: The Geographies of Identity, Integration and Citizenship in Schools // Journal of Cultural Geography. 2013. Vol. 30. № 1. P. 276–307. DOI: 10.1080/08873631.2013.834120.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 12, 2024
>> Архив журнала