Журнал: Полис. Политические исследованияШарков Ф. И.Визуализация политического медиапространства

Журнал: Полис. Политические исследования

Шарков Ф. И.

Визуализация политического медиапространства

Шарков Феликс Изосимович ,
sharkov_felix@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 5179


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Шарков Ф. И. Визуализация политического медиапространства . – Полис. Политические исследования. 2016. Том 25. № 5. С. 97-107.
DOI:

Рубрика:

Лаборатория

Аннотация

Медиапространство представляет собой часть социального пространства, которая охвачена теми или иными средствами массовой коммуникации. Социальная среда, насыщенная визуальными образами, постепенно превращается в визуальное пространство, а если она охватывается визуальными массмедиа – в визуальное медиапространство. Визуализация – это, с одной стороны, средство ориентировки в окружающем мире, а с другой стороны – средство представления мира в других измерениях и плоскостях. Медиапространство, насыщенное политическим содержанием, превращается в политическое медиапространство, формируемое главным образом политическими субъектами, заинтересованными оказывать воздействие на свой целевой сегмент – к примеру, на электоральную аудиторию. Наиболее эффективное политическое воздействие на людей оказывает визуализированное медиапространство, т.е. социальная среда, в которой они находятся под воздействием визуальных средств, несущих политическую нагрузку. Это, в том числе, и объясняет появление массового общества, в котором доминирует усредненное восприятие привычных всему миру образов, которыми мир уже перенасыщен. Сегодня существует устойчивая система массовых коммуникаций, которая воздействует на человека и его поведение. Если раньше в обществе доминировала более или менее жесткая стратификация, то размывание ее границ свидетельствует о развитии общества “массового человека”. В массовом обществе элита часто смешивается с толпой, т.е. на сцене социального пространства элита становится менее узнаваемой. Политическая конкуренция и ангажированность, низкая информационная культура производителей визуального контента приводят к серьезным нарушениям экологии медиапространства. Так, визуальные сюжеты, связанные с агрессией, насилием, убийствами мирных жителей, переполнили наш телеэкран. Визуализация медиапространства различными средствами, описанными в данной статье, может стать мощным средством политического воздействия на массы.

Ключевые слова

визуальная политика; коммуникация; визуализация; визуальные образы; виртуальная реальность; массмедиа; медиапространство

Литература

Бахтин М.М. 1990. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература. 543 с.

Бодрийяр Ж. 2006. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика. 269 с.

Маклюэн М. 2004. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр. 432 с.

Ницше Ф. 1997. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость. Минск: Попурри. 704 с.

Родькин П. 2007. Визуальная политика. Фирменный стиль России. М.: Совпадение. 160 с.

Тард Г. 1902. Общественное мнение и толпа. Под ред. П.С. Когана. М.: Типография А. И. Мамонтова. 201 с.

Урсул А.Д. 1973. Отражение и информация. М.: Мысль. 231 с.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. 2013. Регулирование отношений в современном ме- диапространстве. – Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 5, 2016
>> Архив журнала