Журнал: Полис. Политические исследованияЧугров С. В.Российская политика сквозь призму социологических замеров

Журнал: Полис. Политические исследования

Чугров С. В.

Российская политика сквозь призму социологических замеров

Чугров Сергей Владиславович ,
s.chugrov@inno.mgimo.ru


ID статьи на сайте журнала: 5189


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Чугров С. В. Российская политика сквозь призму социологических замеров . – Полис. Политические исследования. 2016. Том 25. № 5. С. 183-191.
DOI:

Рубрика:

Размышляя над прочитанным

Аннотация

Стартовой точкой для автора настоящего эссе стала книга “Россия удивляет 2015: настроения, суждения, ценности”, подготовленная ведущими аналитическими центрами – ВЦИОМ, центром социального проектирования “Платформа” и Институтом социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ). Сложности изучения политического сознания общества возникают, в частности, из-за того, что само общество не монолитно и отличается крайне противоречивым, составным характером. Кроме того, политологи и социологи зачастую апеллируют к разным интерпретационным критериям. В национальном сознании россиян на первое место вышли проблемы самоидентификации, позиционирования себя в новом турбулентном мире. Последствия крымского воссоединения, кровопролитный конфликт на Юго-Востоке Украины, введение западных санкций, атмосфера неприязненности в отношениях с некоторыми соседями не могли не сказаться на росте психологической напряженности в российском обществе и вызвали его поляризацию. При анализе данных из книги “Россия удивляет 2015” складывается впечатление, что удивления достойны противоречивость, двойственность и консервативность общественного мнения страны. Мы наблюдаем медленное формирование некоего очевидного антизападного дискурса на фоне аморфной, невербализованной нелинейной идеологии. Как показывает книга, на наших глазах складывается относительный консенсус, основанный на чувстве патриотизма и на антизападной риторике; особая, весьма противоречивая роль в этом процессе формирования общественного мнения принадлежит Интернету и социальным сетям.

Ключевые слова

Россия; социологические опросы; общественное мнение; социальные сети; девиантное поведение

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 5, 2016
>> Архив журнала