Журнал: Полис. Политические исследованияНеклесса А. И.Постколониальность как фрактальный извод постсовременности: предмет, методология, прогноз (К 70-летию статьи Альфреда Сови “Три мира, одна планета”)

Журнал: Полис. Политические исследования

Неклесса А. И.

Постколониальность как фрактальный извод постсовременности: предмет, методология, прогноз (К 70-летию статьи Альфреда Сови “Три мира, одна планета”)

Неклесса Александр Иванович , Институт Африки РАН, Москва, Россия
neklessa@intelros.ru


ID статьи на сайте журнала: 5887


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Неклесса А. И. Постколониальность как фрактальный извод постсовременности: предмет, методология, прогноз (К 70-летию статьи Альфреда Сови “Три мира, одна планета”) . – Полис. Политические исследования. 2022. Том 31. № 2. С. 130-144.
DOI:

Рубрика:

Orbis terrarum: международные отношения

Аннотация

Предмет статьи – анализ основных аспектов и тенденций Постколониальности как междисциплинарного направления исследований и как одного из “больших вызовов” современности. Постколониальность – существенная черта возникающего на планете универсума, колониальность как феномен и проблема продолжает существовать в постколониальном мире, однако борьбу за политический суверенитет замещает практика социокультурной деколонизации людей и сообществ. В области же дисциплинированной рефлексии Постколониальность позиционируется как комплексное направление интеллектуального поиска, академическая теория и критическая концепция, претендующая на переосмысление наследия цивилизации и пересмотр евроцентричного дискурса в сфере социогуманитарного знания. А в русле дискуссий о переживаемом транзите это важный ориентир социальных движений. События Нового и Новейшего времени при всех трагических изломах современной истории образуют вектор устремленности к универсальной эмансипации людей и суверенизации народов: демократизация – деколонизация – десегрегация – легитимация инакости – утверждение достоинства личности. Возникает калейдоскопичность исторической перспективы, рождаются альтернативные сценарии оккупации будущего. На планете складывается многочисленное и активное “не имеющее отечества” номадическое сообщество, не укладывающееся в прокрустово ложе географической локализации и национальной государственности. Постсовременность, делая ставку на творческий потенциал, экспериментируя с разнообразием путей самоорганизации и самореализации, оказывается в симбиотическом союзе с Постколониальностью, являющейся, фактически, ее фрактальным изводом. Сегодня, обращая прежние обременения в ресурс, былые обитатели третьего мира осваивают планету, образуя разновекторные коалиции конструктивного / деструктивного толка, и, обретая трансконтинентальную субъектность (афрополитизм, декополитизм), перехватывают стратегическую инициативу. В процессе цивилизационного транзита “темнокожий космополитизм” перерастает первоначальные пропорции и демонстрирует потенциал амбициозного “проекта планетарного масштаба”. Сбывается предвидение Альфреда Сови о роли третьего мира, потенции которого он сравнил с преобразующей силой, некогда отправившей на свалку истории феодально- сословный миропорядок. История “бремени темнокожего человека”, пройдя в своем африканском аспекте долгим маршем по ступеням панафриканизма, негритюда, движения “черных пантер”, афроцентризма и в прихожей нового века – акционизма BLM, приблизилась к воплощению синтеза афрополитизма с рассеянной по планете Постсовременностью, укрепляя солидарные позиции деколонизирующего Современность интегрального космополитизма. 

Ключевые слова

постколониальность, постсовременность, цивилизационный транзит, эволюция, третий мир, суверенитет, деколониальность, активизм, критическая теория, афрополитизм

Литература

Адорно Т.В. 2011. Негативная диалектика. М.: Академический проект.

Африка: постколониальный дискурс. 2020. Под ред. Т.М. Гавристовой, Н.Е. Хохольковой. М.: Институт Африки РАН.

Бергер Дж. 2020. Искусство видеть. М.: Клаудберри.

Боулс Ч. 1956. Новые проблемы мира. М.: Издательство Иностранной литературы.

Грамши А. 1991. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Издательство политической литературы.

Делёз Ж., Гваттари Ф. 2007. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория.

Деррида Ж. 2000. О грамматологии. М.: Ad Marginem.

Маркс К. 1955. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 3. М.: Государственное издательство политической литературы. С. 1-4.

Мосейко А.Н. 2021. Культурные коды социума: научно-практическое значение в современной африканистике. Ученые записки Института Африки РАН. № 4. С. 5-18. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2021-57-4-5-18

Неклесса А.И. 2020. Цивилизационный транзит. Методологические и прогностические аспекты (анализ – прогноз – управление). Экономическая наука современной России. № 4. С. 132-146. https://doi.org/10.33293/1609-1442-2020-4(91)-132-146

Неклесса А.И. 2021а. Постколониальность в глобальном и региональном измерениях. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. Т. 21. № 1. С. 9-19. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-1-9-19

Неклесса А.И. 2021b. Цивилизация как процесс: мультиплицированные субъекты Постмодерна. Полис. Политические исследования. № 5. С. 39-55. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.04

Саид Э. 2012. Культура и империализм. СПб.: Владимир Даль.

Сийес. Э.-Ж. 2003. Что такое третье сословие? Аббат Сийес: от Бурбонов к Бонапарту. СПб.: Алетейя.

Тлостанова М. 2020. Постколониальный удел и деколониальный выбор: постсоциалистическая медиация. Новое литературное обозрение. № 1. С. 66-84. https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_lit­eraturnoe_obozrenie/161_nlo_1_2020/article/21972

Хохолькова Н.Е. 2017. Афрополитизм – новая “практическая философия для Африки”. Материалы XVI Всероссийской школы молодых африканистов Москва, 28 – 29 ноября 2017 года. М.: Институт Африки РАН. С. 337-338.

Хохолькова Н.Е. 2020. “Африканцы XXI века”: репрезентации транскультурной идентичности в вир­туальном пространстве. Этнография. № 3. С. 90-102. https://doi.org/10.31250/2618-8600-2020-3(9)-90-102

Фуко М. 2004. Археология знания. СПб.: ИЦ “Гуманитарная Академия”; Университетская книга.

 

Hall, S., & Jacques, M. (1997). Cultural revolutions. New Statesman, 126 (4363), 24-26.

Horkheimer M. (2011). Traditionelle und kritische Theorie: Fünf Aufsätze. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch.

Kostelyanets, S. (2021). African migrations and diasporas: a view through space and time. Asia and Africa Today, 1, 56-59. https://doi.org/10.31857/S032150750013631-6

Maldonado-Torres, N. 2007. On the Coloniality of being: contributions to the development of a concept. Cultural Studies, 21 (2-3), 240-270. https://doi.org/10.1080/09502380601162548

Mazrui, А.A. (1994). Global Africa: from abolitionists to reparationists. African Studies Rewiew, 37(3), 1-18. https://doi.org/10.2307/524900

Mignolo, W.D. (2010). Desobediencia epistémica. Retórica de la modernidad, logica de la columnsialidad y gramática de la descolonialidad. Buenos Aires: Ediciones del Signo.

Mignolo, W.D. (2011). The darker side of western modernity: global futures, decolonial options. Durham, London: Duke University Press.

Sauvy, A. (1952). Trois mondes, une planete. L’observateur politique, economique et litteraire, 118(14), 14.

Spivak, G.C. (1988). Can the subaltern speak? In C. Nelson, L. Grossberg (Ed.), Marxism and the Interpretation of Culture (271-313). Basingstoke: Macmillan Education.

Suskind, R. (2006). The One percent doctrine: deep inside America’s pursuit of its enemies since 9/11. New York: Simon & Schuster. 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 2, 2022
>> Архив журнала